Федор Чистяков.


Основатель, движущая сила и автор большей части репертуара группы НОЛЬ, которая стала одной из звезд первой величины, взошедших на музыкальном горизонте Питера во второй половине 80-х годов и добилась впечатляющего успеха с eго песнями, в которых непринужденно соседствовали интонации фольклора и арт-рока, цитаты из рок-н-ролла и классики, а тексты с лукавой наивностью смешивали сатирическое бытописательство, подростковую драму, ернические куплеты и неожиданно серьезные размышления о жизни. Федор Валентинович Чистяков родился 28 декабря 1967 года в Ленинграде и начал свою музыкальную биографию в составе школьной группы SCRAP. Она имела счастье попасть на глаза знаменитому звукорежиссеру и продюсеру Андрею Тропилло, который привел молодых музыкантов на свою студию и помог записать дебютный альбом «Музыка драчевых напильников», в процессе работы над которым SCRAP плавно превратился сначала в НУЛЕВУЮ ГРУППУ, а потом и в НОЛЬ.

Вступив в Рок-клуб и дебютировав на новогоднем концерте в декабре 1986 года, где он с ходу произвел фурор, НОЛЬ начал стремительно набирать очки популярности, выдавая один за другим все новые и новые хиты, подтвердил свой звездный статус на очередном рок-клубовском фестивале, до начала 90-х записал несколько интересных альбомов и гастролировал по всей территории тогдашнего Союза и в Западной Европе. Помимо того, сам Чистяков в этот период сотрудничал с ДЖУНГЛЯМИ, ВЫХОДОМ и МАНЬЯКАМИ, а также записал один альбом в составе супергруппы ЧЕРНЫЕ ИНДЮКИ. К сожалению, в августе 1992 года, после того, как Чистяков оказался в тюрьме (а позднее в психиатрической больнице) по обвинению в нанесении тяжких телесных повреждений своей знакомой, НОЛЬ распался.

Лишь осенью 1996 года Чистяков вернулся домой, намереваясь продолжить занятия музыкой но, примкнув к рядам Свидетелей Иеговы, снова выпал из активной музыкальной жизни. Правда, в 1997 году появилась его соло-работа «Когда проснется Бах», записанная с новых идеологических позиций. Но составленный из школярских обработок популярной классики и кавер-версий эстрадных песен альбом демонстрировал разве что нехватку позитивного жизненного опыта и едва ли мог выдержать сравнение с лучшими работами классического НОЛЯ. Тем не менее, сам Чистяков снова почувствовал вкус к музыке: в 1999 году «Отделение Выход» выпустило сразу два его соло-альбома: «Песня для друга, который любит рок» и «За седьмым перевалом», изданные в рамках его нового проекта ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА. Помимо того, на рубеже третьего тысячелетия Чистяков принимал участие в московско-питерской группе BAYAN, HARP & BLUES, после чего выпустил два альбома детских песен («Бармалей Incorporated» и «Ондатр»), а в 2003 году вернулся на сцену со своей новой группой.


Андрей Бурлака

опубликовано в книге «Поэты русского рока» стр. 293-294

Изд-во «Азбука-классика»
2004 г