Федор Чистяков бэнд

Для поколения 80-х и 90-х он был Дядей Федором — сейчас предпочитает имя и фамилию. Выступает уже не с «Нолем»: группа окончательно прекратила свое существование в мае 1998-го. Изменилось вообще многое. Федор Чистяков — один из немногих поэтов русского рока, судьба которого оказалась полна реальных, а не придуманных испытаний и трагедий. Ему довелось побывать в тюрьме, подобно Франсуа Вийону и Оскару Уайльду, и там, совсем как Уайльд, он попытался создать своего рода поэтическую исповедь, с той лишь разницей, что уайльдовская «Баллада Редингской тюрьмы» стала памятником любви, а сочиненная Чистяковым в петербургских Крестах «Поэма» оказалась квинтэссенцией убийственной ненависти, слепком отравленного сознания под стать «Помутнению» Филипа Дика. Следственный изолятор, тюремная психушка, затем принудительное лечение в печально известном «Скворечнике» — все это выбило бы из колеи любого из поколения американских битников или британских «рассерженных», да и среди отечественных рокеров могло оказаться по плечу разве что героям сибирского панка. Но после пережитых ужасов Федор сумел начать буквально с чистого листа, и на эту новую страницу каким-то чудом вписалась музыка из его прежней жизни.

Его возвращение к концертной деятельности нельзя назвать триумфальным — многие из поклонников прежнего «Ноля» откровенно возмущались первым посттюремным альбомом Чистякова «Когда проснется Бах», да и позже не смирились с «перерождением». Но время постепенно расставило все по местам, и сегодня «Ондатр» и «Блюз кубинского негра» востребованны почти так же, как песенка про настоящего индейца. И если раньше в чистяковской лирике звучал хулиганский задор, то теперь его тексты достаточно невинны, но вместе с тем это песни опыта, достаточно страшного и абсолютно уникального.

опубликовано на сайте www.cityspb.ru

19.03.2005