Околоноля

О своем возвращении на сцену Федор Чистяков сообщил кратким дружеским письмом с заголовком: "Доктор Хайдер снова начал есть!". Как выяснилось из нашей дальнейшей беседы, знаменитый лидер Ноля возобновляет музыкальную карьеру в сотрудничестве с музыкантами питерской группы КаФе (группа, недавно распавшаяся на две части и теперь делящая свой компактный творческий багаж в судах). Новая музыкальная формация будет иметь название Чистяков Бэнд, и готовится представить публике несколько старых хитов Федора: как периода "Ноля", так и после него. Словом, что-то вроде "околоноля". О новых вещах речь пока не заходит - полный the best.

О том, что заставило Федора вновь прервать молчание и как он планирует вернуться на Большую Сцену, он рассказал главному редактору Звуков...

Звуки.Ru: Федор, мне можно начать с фанатского признания в том, что у меня буквально пара любимых русских групп, и твоя - одна из них?

Фёдор: Это, конечно, очень приятно.

Звуки.Ru: На самом деле, это - очень, очень плохо, потому что был период в моей меломанской жизни, когда обе моих любимых группы развалились. Вежливый Отказ, слава богу, собрался снова довольно быстро. А вот "Ноль"... Почему ты возвращаешься в сольных проектах, и не пытаешься воссоздать "Ноль"?

Фёдор: Ты, знаешь, это, наверное невозможно. Потому что я все равно не могу согласиться абсолютно со всем, что происходило в "Ноле", и создать проект, который был бы его продолжением, я не вижу возможным. А потом, тот проект, который у меня есть сегодня, звучит очень убедительно. Я понимаю конечно, что кроме меня мало кто это может подтвердить пока.

Звуки.Ru: Но ведь можно не возвращаться в прошлое, а собрать группу на новом витке инкарнации? Или какие-то основные составляющие группы наследуются просто потому, что стали для нее определяющими?

Фёдор: А в чём вообще, собственно, заключается понятие группы - в логотипе?

Звуки.Ru: В музыке. В характере. В уровне музыкантов и в том, насколько им есть что сказать. Про группу "КаФе" я этого, прости, сказать не могу: "Товарищ сержант, два часа до рассвета" - единственный более-менее внятный продукт команды, которая давно разменяла второй десяток...

Фёдор: Дело всё в том, что я познакомился с музыкантами группы "Кафе" не как с группой "Кафе", а как с аккомпанирующим коллективом на выступлении легендарного Тони Шеридана (Tony Sheridan). Я работал на видеосъёмке и монтаже видео и звука на этом мероприятии. Я был очень впечатлён и самим Шериданом (ему около 70, он играет рок-н-ролл и делает это с нескрываемым удовольствием). Но и группа меня очень впечатлила. Я ничего не знал о их творчестве, я просто видел, как люди ведут себя на сцене - играют и всё такое. Я тогда ещё не думал о возвращении на сцену, но про себя отметил, что если соберусь вернуться, то знаю, к кому пойду.

Звуки.Ru: Проще говоря, ты сотрудничаешь с этими музыкантами не как с группой, а как с отдельными исполнителями. Фактически, сессионщиками. Но это автоматически означает, что роль композитора и основного "двигателя" нового состава по-прежнему остается на тебе, а они как группа - аморфны. Интересно, как вы с этим пониманием уживаетесь?

Фёдор: Я бы не сказал, что они так уж аморфны. Естественно, материал мой,- по крайней мере, сейчас. Никому не интересно какое-то странное сочетание. Вот мы и делаем сейчас проект , который условно можно назвать "Greatest Hits of all times". А дальше - посмотрим, у меня есть ещё идеи. Мне приятно сотрудничать с этим коллективом. Всё-таки тот факт, что это - группа, решает многое: например, даже в смысле организованности и каких то внутренних проблем - они меня не касаются, музыканты их решают сами.

Звуки.Ru: Да, это существенное подспорье - особенно когда надолго выпадаешь из концертной обоймы.

Фёдор: Да, да... А потом, если честно сказать, мне главное не мешать и хорошо подхватывать, что я имею в виду. И этого мне часто не хватало.

Звуки.Ru: : Скажи, а почему, в таком случае, твоя предыдущая попытка возвращения прошла малозамеченной? Вы же тогда начинали проект с компанией Вовки Кожекина, и я помню ваше офигительное совместное выступление на фестивале Звуков с программой "Бармалей Инкорпорейтед". Мне тогда казалось - ну наконец-то, дальше все будет только лучше и громче...

Фёдор: Да-да, вспоминаю. Мне до конца непоняты все причины. Но я вижу, например, свои внутрение причины - я не был вполне готов к этому, до конца не понимал, чего же мне нужно и хочется. Наверное, тогда, в тот период, было заложено основание для сегодняшнего камбека.
Для меня это несколько удивительно, но сейчас всё воспринято с таким энтузиазмом и всё складывается, и с группой , и с организацией, и с PR-ом. Наверно, что-то за это время изменилось в мире в музыкальной среде.... Не знаю.

Звуки.Ru: Уже по тому, как ты снова ищешь причины в себе, можно сделать вывод: и "Ноль" был группой одного человека, и сейчас ты создаешь снова группу одного человека. И поэтому неважно, как будут называться те, с кем этот человек сейчас играет.

Фёдор: Я никого не хотел бы обидеть, но факт остался фактом: никто из группы "Ноль" не создал своего проекта и вообще не остался на сцене. Поэтому, мне кажется, ты пришла к правильному выводу - мы в любом случае ничего не теряем.

Звуки.Ru: Ну, тогда закономерный вопрос к тебе - что ты собираешься играть, что для тебя сейчас означает твоя музыка, откуда ты берешь драйв?

Фёдор: Сейчас будет программа, основанная на программе 2005 года (то, что ты видела на фестивале "Звуков.ру"). Плюс добавляется блок песен из репертуара "Ноля" . Пока могу проанонсировать "Человек и кошка", "Инвалид нулевой группы", "Доктор Хайдер" и другие известные вещи. Можно ещё добавить, что по звучанию и смыслу этот состав более приближен к группе "Ноль", так как там есть гитара и замечательный гитарист Алексей Смирнов. У меня с гитарой всегда были трудности, гитара всегда "спорила" с баяном за место под солнцем. И так как она громче и электрическая, то часто и глушила, бывало. Сейчас, на мой взгляд, достигнут полный консенсус. Алексей очень хорошо вписывается в звук, и это просто настоящая поддержка. Плюс он отлично владеет всем репертуаром 60-х 70-х , благодаря чему наконец-то прозвучат все любимые мной звуки. Плюс мандолина - Сергей Стародубцев. По звучанию его инструмент очень напоминает "Нолевскую" балалайку. Так же очень энергичная ритм-секция Сергей Никифоров - бас и Игорь Лёвкин - барабаны. Отдельно хочется сделать комплимент в сторону Игоря, который может играть от души, в тоже время оставаясь чутким и тактичным, что очень важно для барабанщика и не так часто встречается в природе. Ребята, хотя и имеют большой опыт и много музицируют, при этом любят играть. Музицирование приносит им настоящее удовольствие.

Звуки.Ru: А что "зажигает" тебя? Проще говоря - я хорошо понимаю, как здорово играть с "комфортными", ровными музыкантами. Но мне в твоей музыке близок и интересен именно ее нонконформизм, этот момент "отрыва", когда кажется, что музыка - это голые нервы, из нее кровь идет.

Фёдор: Я творческий человек и во мне всегда что-то живет. Просто долгое время мне не очень было понятно, хочу ли я быть музыкантом вообще. Не в смысле "поиграть музыку", а в смысле "работать профессионально в этой сфере" и иметь все приложения в виде специального образа жизни, быть публичным человеком и так далее.
В 2005 году я вообще от всего так устал и чувствовал, что не только не справляюсь, но и что "всё я сказал". У меня было полное ощущение, что нет никакого смысла это развивать, у меня не было внутреннего желания. За последние 5 лет я приобрёл совершенно иной опыт. Я занимался видеомонтажом, звуком, и разными другими компьютерно-техническими вещами. В рамках этого я работал с музыкантами, но уже не как музыкант и лидер группы, а как "обслуживающий персонал". За это время я посмотрел на профессию с другой стороны. Не через призму своей личности, а более объективно. Я увидел процесс снаружи, и это меня многому научило. И, конечно, частенько я сталкивался с тем что думал: "Эх я бы щас." Но тем не менее у меня не было сильных причин вернуться на сцену. Потом я работал над саундтреком к сериалу "Синдром Феникса", после чего Евгений Никищенко написал. "Фёдор, кажется, готов заниматься музыкой, нужен только толчок." Ну и толчок этот неожиданно произошел. Как, возможно, тебе известно, я являюсь Свидетелем Иеговы. Недавно меня НТВ пригласило поучаствовать в передаче про религию. Мне обещали, что передача будет хорошей, но в результате сделали ужасную дрянь. Меня изобразили угрюмым сектантом-отшельником, психически невменяемым, который убивает людей. Посмотрев на это, я вдруг сразу все понял. Я понял, что я должен быть. Должен быть как полка в магазине, как страница в каталоге. И вдруг мне захотелось петь! Это очень странно. Для меня самого это была полная неожиданность. Но за две недели я "свистал всех наверх" и мы начали репетировать. Я об этом рассказываю на своем сайте: здесь и здесь.

Звуки.Ru: Федор, вот веришь - меня религия в этом разговоре интересует только в том случае, если именно она тебя вдохновляет.

Фёдор: Дело совсем не в том, что религия меня побуждает к творчеству. К творчеству меня побудила ситуация, связанная со мной.

Звуки.Ru: А расскажи об этом подробнее - как ты ощутил этот "толчок к музыке".

Фёдор: До этого я, бывало, заходил в музыкальные магазины, и меня всегда угнетало огромное количество групп и исполнителей музыки. Музыки - как грязи. Дисков, альбомов - не прослушать, не охватить умом. Если, когда я играл в группе "Ноль", у меня были были какие-то мысли о создании нетленки, о следе в истории всё такое - то здесь этот мотив полностью умер, потому что в лучшем случае можно завоевать свою полку в магазине. Есть, конечно, такие как Майкл Джексон, например. Он - "Король поп-музыки". Что могу сказать - умер в шикарном гробу. Ему я не завидую. А зачем это зачем это всё.... Ты же понимаешь русская душа, всё такое . Роман "Что делать", которого я никогда не читал, но название мне нравится. Поиски смысла во всём. Чего-то не хватало...

Звуки.Ru: : Ага, это мне очень близко - "я написал книгу, которую мне всегда хотелось прочесть".

Фёдор: Хорошая шутка. Я запомню.

Звуки.Ru: Слушай, но ведь это, должно быть, жутко раздражает - ты делаешь нечто новое, а слушатели от тебя ожидают очередную порцию "легенд русского рока". Как ты с этим справляешься, и справляешься ли?

Фёдор: Вот в том то и дело, что мне нужно было время и должны были измениться обстоятельства, чтобы я пересмотрел этот момент. Просто это правила игры. Deep Purple всегда играли и будут играть "Smoke On The Water", хотя они могут что угодно потом сочинить - и хорошее, и даже гениальное,- но от этого им не отвязаться. Да они, в общем, и не хотят.

Звуки.Ru: А ты? Двигаться вперед, когда тебя с таким упорством тянут назад - это же куда труднее, чем когда ты еще не оброс багажом и тебе выдают кредит доверия, встречают каждую новую пластинку или концерт овациями...

Фёдор: Ну, меня это очень беспокоило в 2000-2005 годах. А сейчас я привык к этому, как полярники к ветру в Антарктиде.

Звуки.Ru: Ты вообще можешь о себе сказать, что приобрел известную устойчивость и стал менее зависим от внешних факторов? Это вообще полезный опыт?

Фёдор: Именно это.

Звуки.Ru: Что появится первым - пластинка, или вы на сцене с концертной программой?

Фёдор: Мы с концертами. Сейчас запускаю в сети концертный клип "Ондатр". Отсняли его на днях своими силами. Времени склеить не найду. И, возможно, ещё один будет. Посмотри, кстати, видео с Тони Шериданом:

Звуки.Ru: Да, Тони - крепкий мужик. Да и песню эту я очень люблю.

Фёдор: Как тебе кстати аккомпанемент?

Звуки.Ru: Аккомпанемент - в меру старомодный, приятный и... да просто рок-н-ролл, вот и все :)

Фёдор: Да-да... Просто рок-н-ролл не все играть умеют.

Звуки.Ru: Я бы сказала - все думают, что умеют, но мало кто играет так, чтобы это было действительно интересно... Федор, а как ты планируешь распространять свои новые записи? Продашь лейблу, будешь раздавать в Сети бесплатно?

Фёдор: Вот это - вопрос, на который у меня у самого нет ответа. Всё несколько изменилось. Что делать с музыкой... Я буду советоваться.

Звуки.Ru: Последний вопрос. Ты сейчас счастлив?

Фёдор: Yes.


Соня СОКОЛОВА

опубликовано на сайте "ЗВУКИ РУ"
http://www.zvuki.ru/R/P/21345/
18.11.2009