Настоящего индейца сменил настоящий Ондатр

На жестком диске лежит (в формате mp3) новая пластинка Федора Чистякова и его бэнда, состоящего из участников группы «Кафе». Пожалуй, этот своеобразный камбэк экс-лидера легендарного «Ноля» является лучшим из возвращений русских рокеров.

Прошлогодний эстетский винил «Дежа Вю» выступил своеобразным прологом к данному альбому. Дежавюшное настроение пронзает альбом в нескольких нолевских «отреставрированных» композициях, ставших удивительными микропьесами.

Музыкально-мировоззренческий вектор задает кавер на забытую майковскую «Молодежную философскую». «Время летит вперед» (именно так именуется вещь Майка Науменко) несет свет пробуждения и просветления уровня «Сияния», но без психоделических экспериментов Егора Летова.

Строго говоря, безусловно нового материала на диске не наблюдается: это грандиознейшее обновление уже записанных песен. Сразу бросаются в уши два римейка на главные хиты. Теперь, улучшенные, они носят, казалось бы, банальные и априорно отталкивающие названия: «Кошка и человек» и «Улица Ленина. 20 лет спустя».

«Улица» представляет собой удивительно правдивый, незашоренный и адекватный взгляд на современную Россию. Чистяков поразительно точно проводит мост между эпохами, доказывая, что ничего, по сути, не изменилось в российском королевстве: «но то ли чего-то не понял, а то ли мерещится, как будто бы все то же самое, только по-новому».

Лишенная максимализма и героического пафоса (от чего боятся на шаг отойти молодящиеся рокеры), чистяковская лирика симпатична донельзя, а ирония подкупает своей здоровой направленностью.

«Кошка и человек» - вообще огромный по своей смелости и мужеству подвиг, на который готовы решиться совсем не многие. Федор Чистяков практически перечеркнул маргинально-уютную атмосферу «Человека и кошки»: «а о стенах, трубах и венах, много ли радости петь?». Спето все тем же голосом, того самого дяди Федора, что становится и жутко, и радостно. Аутотренингующее резюме настраивает на конструктивную роль: «Себя хватит жалеть!». Пространства нового шлягера буравит исконный оптимизм, который не следует путать с оголтелой жизнерадостностью.

В музыкальном плане композиции, естественно, тоже трансформировались. «Кошка и человек» стала реальным солнечным, но с северным налетом, регги.

Записан и сведен альбом дивно как хорошо: это помогает раскрыть все исходные потенциалы. «Полет на Луну» обрел масштаб и космос, аутентично-чистяковские фишки «Когда проснется бах», «Представь себе» зазвучали еще свежее и интереснее. Ну, а «Старый клен» вписалась бы в эфир какой-нибудь поп-станции, если бы на нашем российском радийном пространстве крутилась действительно качественная поп-музыка.

По-питерски чудаковатый «Настоящий ондатр» вырос в музыкальный цирк, в стилевую эквилибристику и словесное жонглирование. И если бы все делалось нарочито lo-fi, на музыкальной коленке, то эффект от песни был бы близок к нулю и запросто вписался бы во вкус от традиционного русского рока. Все-таки тонкости саунд-оформления являют собой немаловажную часть меломанского успеха. Взрослые дяди несут «собачью чушь и лошадиный бред», играя при этом легко, весело, виртуозно и с нескрываемым удовольствием.

В балладе «Цвет моей мечты» поет не Федор Чистяков, а вокалист коллектива «Кафе». Красивейшая мелодия с незабываемыми гармоническими включениями…Девушки, ну почему вы такую музыку не знаете или не хотите знать, предпочитая хрустальной романтике гламурно прямой ширпотреб или сексуальный беспредел? Впрочем, налицо должен быть обратный тренд – от изощренной кучерявости и многозначительной загадочности к изящной кажущейся простоте содержания и формы.

«Время вперед» и «Кто-то любит» немного выпали из общего блестящего контекста, что совсем не страшно для восприятия. Пластинка получилась удивительно хитовой, афористичной, откровенной и филигранно-мелодичной. Минус только в том, что всеобщие взоры не будут брошены на «Updated2012». Восторги прольются на много бесполезных хипстерских новоделов.

Напоследок уместно привести практически крылатые строчки (о политике, ребятам о зверятах), чтобы вернуться в обыденную действительность: «Вот думаю я, куда же попали мы… Как хорошо, что хотя б не на улицу Сталина!».




Артем Мельник

Опубликовано на сайте "uralrock.ru"
http://uralrock.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3866&Itemid=78
03.10.2011