"В последнее время на улице Ленина - рецидив"

В годы своей бешеной рок-н-ролльной славы, философского подполья и детских проектов Федор Чистяков всегда оставался уникальным музыкантом. Его взрывную, драйвовую технику игры на баяне и редкий дар мелодиста мы любим со времен группы Ноль и продолжаем отлавливать во всех работах. Но в этом году Федор собрал молодых коллег для того, чтобы играть рок-шлягеры. Проект получил название Аккордеон Рок, и это - рок-музыка, исполняемая исключительно на баянах: отвязные хулиганские версии Beatles, AC/DC, Rolling Stones, практически без басовой секции, изредка - с именитыми гостями. Получается весело, не пошло и узнаваемо. Я попросила Федора представить вам проект своими словами. У нас был разговор о кавер-культуре - а оказалось, что о жизни.

Звуки: - Федор, ты в юности каверы на какие группы играл?
Федор Чистяков: - Я не играл каверы в юности.

Звуки: - Просто обычно с каверов все начинают...
Федор: - Я ими продолжаю. Я не играл в ресторанах,- да и кроме того, в те годы там требовался специфический репертуар. Как то серьёзно разучивать чужие произведения тогда было ни к чему. По крайней мере, мне так казалось.

Звуки: - Ты словно контрамот из романа Стругацких: живёшь наоборот. Начал с невероятных собственных вещей, дальше начал делать кавер-версии на самого себя - и теперь вот классику взял. Но ведь каверы - это не обязательно ресторан?
Федор: - В настоящее время, опять таки, многое поменялось. Если раньше всё играли в стиле рок - классику в роке, фолк в роке и так далее, - то теперь сам рок стал классикой. И его играют в разных стилях. Например, недавно по джазовому радио я услышал кавер-версию на песню AC/DC. Или взять такой популярный проект Apocalyptica - там на виолончелях играют Металлику...

Звуки: - Ну, так это уже лет 20 - начиная с симфонических обработок той же Metallica и Deep Purple.
Федор: - И потом, мне интересно это сделать - заполнить "пробел". Что то недоделано в начале.

Звуки: - А что именно, по твоему ощущению, не доделано?
Федор: - Моя юность - лет 30 назад. А всё, что я до этого в себя впитал, ещё древней. Это шутка.

Звуки: - Многие музыканты делают сборники любимых каверов. Но это чаще всего разовый проект. Если не считать Джонни Кэша (Johny Cash), для которого эти альбомы стали посмертными.
Федор: - Если серьёзно, то для меня русский рок со словами - тоже какой то тупик. Всё завязано на национальной ментальности. Например, тебе интересен китайский рок? Ну, разве что ради любопытства можно глянуть, но не более того. А китайцам русский рок? - Точно так же. А музыка - язык интернациональный.

Звуки: - Это правда, и ты - вполне мировой композитор. Кстати, кто-нибудь пытался твои песни переводить? Или тебе просто вообще стало неинтересно писать тексты?
Федор: - Да не в этом дело. Не в том, что неинтересно. Я устал от этой достоевщины , башлачёвщины, и прочих чисто "русских" депрессивных штучек, которые живут внутри. Ведь я родился, и до сих пор живу на улице Ленина - "и меня зарубает"... А в последнее время на улице Ленина - рецидив.
Мне всё это надоело. Я бы предпочёл не переживать этого и не жить этим. Инструментальный проект, играющий позитивную музыку - настоящее лекарство.

Звуки: - Пожалуй. Только для того, чтобы играть позитивную музыку, позитив нужно носить в себе. Прожить на улице Ленина без малого полтинник - трудное испытание.
Федор: - А она всё не кончается.....

Звуки: - Фёдор, я всю твою историю воспринимаю как череду попыток выбраться с улицы Ленина, которая засасывает, как болото.
Федор: - Я считаю, что мы можем выбирать что слушать и чем заниматься. И внутри нас есть и позитив и негатив. Внутри каждого человека. То что мы будем делать, может сильно повлиять на то, что будет проявляться в большей степени. Я недавно увидел ролик Weather Report вместе с Manhattan Transfer. Они играли на Hollywood Bowl. Я был потрясён тем, что джаз-рок, и довольно навороченный, слушают в зале почти стадионного формата, люди танцуют. Это, конечно, другая культура и всё такое... Трудно представить это у нас. Но, тем не менее, мы сыграем Weather Report. И будет как в песне - " другой же играет порой на баяне Cантану и Weather Report".
Кстати, ещё мы записали совместно с Севой Гаккелем (который, как выяснилось, и пел эту песню на альбоме "Треугольник") кавер на "Два Тракториста".

Звуки: - Вы с Гаккелем впервые работаете вместе?
Федор: - Да! Очень трогательно. Мне так не хватает этих людей - старая интеллигенция. Всеволод - старой формации, трепетно сокровенный человек. Так сказать, старый интроверт, пытающийся, или даже, скорее, вынужденный вливаться в новые реалии... впрочем, как и все мы. Мне и в школе нравилось общаться со старшими соучениками. С одноклассниками часто было не найти общего. И в рок-н-ролле так же. Я рад, что всё здесь срослось. Какое то человеческое чувство, приятное, личное осталось. Приятно, когда удаётся не разочаровать друг друга.

Звуки: - Это очень важное чувство.
Федор: - Вдруг осознал: мне всегда было лень и не интересно учить нотный текст. А чтобы играть каверы, нужно заниматься расшифровкой текста. И вот как раз в этом проекте это осуществилось. Одно из последних достижений. Оксана расшифровала темы одной с возрастом и довольно редкой породы группы и написала партитуру прямо таки русской фантазии на эти темы, я когда услышал это в её исполнении на баяне воскликнул: "Эврика! Я знаю что с этим делать!" В результате получилась очень симпатичная вещь. Вот почему я раньше не занимался каверами.

Звуки: - Ты все ещё веришь в то, что музыка меняет что-то в жизни?
Федор: - Музыка - это дар Бога. Способность воспринимать музыку многое меняет в жизни. Если бы не было музыки, наша жизнь была бы гораздо беднее. Но я думаю, ты имела в виду под словом "меняет" что то другое.

Звуки: - Иначе говоря, спасёт ли красота мир?
Федор: - Не спасёт.


беседовала Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

опубликовано на сайте zvuki.ru
http://www.zvuki.ru/R/P/72772/

7 октября 2015