Доктор Хайдер с улицы Ленина

Федор Чистяков и «Кафе» сыграли «ностальгический концерт в ностальгическое время в ностальгическом месте».

Когда ты ходишь часто ходишь на концерты, то кажется, что ты видел всё. Однако, субботний концерт в «ГлавКлубе» дал понять, что еще не всё. Хоть я уже не в первый раз на концерте Федора Чистякова, но удивить он может так, что я взялся писать о концерте только на третий день. Хотелось, чтоб эмоции отпустили.
Когда произносишь место проведения концерта, то невольно получается с придыханием. ЛДМ — музыкальная мекка Питера. Сколько легендарных концертов и людей видели эти стены! Цой, Майк, Башлачев... Посмотришь, например, на это фото — и чувствуешь величие момента:

Возродившийся, словно птица Феникс, «ГлавClub» дал старым и новым поклонникам рока прикоснуться к истории. Уже в фойе вы очутитесь в атмосфере 80-х, глядя на замечательный советский ремонт... Ну да ладно — не в ремонте, конечно же, дело. Музыка, музыка, и еще раз музыка. Ведь именно в ЛДМ, почти 28 лет назад, на V фестивале ленинградского рок-клуба на весь Союз прогремела группа «Ноль»!
Программа концерта Федора Чистякова и «Кафе» называлась «50/50». Уникальность ее в том, что наконец-то аккомпанирующий состав дяди Фёдора дал возможность поклонникам доктора Хайдера услышать себя живьем. Хотя большинство наверняка знакомы с творчеством группы Алексея Смирнова, но найдутся и такие, для кого «Кафе» — это только название, и никаких ассоциаций, кроме места общепита.
В сентябре «50/50» была сыграна в московском «Главкбубе», и вот 17 января питерцам тоже выпал повод выйти под январский дождь (это Питер, детка!) и по льду совершить прогулочку до местного «Главклуба», находящегося в столь намоленном месте. Еще бы метро чуть ближе построили... Впрочем, «настоящему индейцу завсегда везде ништяк».
К сожалению, в последнее время Федор не часто радует публику концертами, поэтому каждый анонс — на вес золота. И как же удивительно было сходить на такой, можно сказать, эксклюзив всего за 100 рублей! Спасибо «Главклубу» и акции «Наша зима». При этом в зале не ощущалось присутствия каких-то «левых», случайно забредших людей — были все свои. И был полный зал. Федя! Федя!
«Федор будет, не волнуйтесь» — успокаивал Алексей Смирнов некоторых недоумевавших поклонников, когда в 20.30 на сцену вышла группа «Кафе». «Монстра рока», доктора Хайдера, инвалида нулевой группы, настоящего индейца дяди Федора рядом с ними не оказалось, хотя стул с припрятанным за ним легендарным черным баяном стоял и ждал, когда на него сядут.
Группа «Кафе» выдала небольшой, действительно ностальгический сет. С ноткой радости и грусти (особенно задела строчка «московским стал весь питерский рок»). Классический рок-н-ролл — он всегда душу греет.

Но что отличает просто хороший концерт от классного/офигенного/ох%№ного? Наличие огонька. Ведь сколько бы, например, не говорили о «Black Sabbath» в 80-х, все понимали, что им не хватает безбашенности в лице Оззи Осборна. Так и здесь: стоило из-за кулис появиться вечно молодому, в тельняшке и черных очках, дяде Федору — и воздух вокруг начал наэлектризовываться. Он не стал раскачиваться, сразу взял быка за рога (точнее, баян) — и коллектив заиграл нечто маршеобразное. «Всем пацакам надеть намордники и радоваться!», — приказал Федор.

Видимо, само место располагало к тому, чтобы начать с чего-то из тех времен:

Субботний вечер — и вот опять
Я собираюсь пойти потанцевать.
Я надеваю штиблеты и галстук-шнурок,
Я закрываю свою дверь на висячий замок.
На улице стоит ужасная жара,
Но мы будем танцевать буги-вуги до утра!

Слушая хоровое подпевание культовой Майковской песне, на секунду представилось, как бы под эту песню уходили солдаты на войну. А еще вспомнился 1988 год, VI рок-фестиваль, когда молодой 20-летний паренек рвал баян и человеческие души этой же композицией. Сегодня он ее исполняет еще бодрее, прибавляя темп, начиная со второго куплета.

Слова о «ностальгическом зале, ностальгическом времени и ностальгическом вечере» могли стать эпиграфом только к одной песне — всенародно любимой «Улице Ленина». Публика, словно мантру, распевала:

Просто я живу на улице Ленина
И меня зарубает время от времени

Пели даже во время проигрыша. Что скажешь — магическая песня!

Но черт возьми — насколько жутким теперь кажется куплет из «Улицы Ленина 20 лет спустя». С предыдущего концерта Чистякова и «Кафе» в Питере прошло около 10 месяцев — и как быстро мы примчались обратно на ту самую улицу!

Время течет как река и уносится в прошлое
Живу я в свободной стране — все цивилизовано
Но толи чего-то не понял, а толи мерещится.
Как будто бы все тоже самое, но только по-новому
Снова как будто стою на улице Ленина
и у меня дежавю время от времени.
Снова как будто стою на улице Ленина
и у меня дежавю время от времени!
Вот — думаю я, куда же попали мы?
Как хорошо, что хотя бы не на улицу Сталина
И вот я снова пою на улице Ленина
Про то, как меня зарубает время от времени

Следом за «Улицей Ленина» была сыграна еще одна злободневная композиция-аутотренинг — «Все будет хорошо». «Когда ты понимаешь, что ничего хорошего уже не будет, все равно ты будешь говорить себе, что все будет хорошо», — объяснил смысл песни дядя Федор. Небольшое расслабление было получено — жалко, еще кресел на танцполе не было для этого случая.

Выводить из состояния медитации был призван «Цикорий» — бодрая «песня о вечном».

Далее, по словам Федора, последовали «несколько хороших песен». Первой была «Искусство» — одна из лучших композиций с нового альбома «Правило игры». «Ценители искусства живут в каждом из нас» — и поэтому в тот вечер мы были на этом концерте.
Затем шло чистяковское прочтение песни Джона Леннона «Imagine». Весьма интересная трактовка с присущим позднему Федору сложным текстом.
Сыгранный после «Представь себе» «Верещагин» стал одной из ключевых точек субботнего выступления. Это было словно что-то из психоделических 60-х, только с баяном! Половину из 13-минутной композиции составил шикарный инструментал! Федора просто распирало от удовольствия — так много и долго стоя, как в «Главклубе» 17 января, он, наверное, еще не играл! Кто считает, что ничего сложного в игре на баяне стоя нет — попробуйте надеть себе на грудь 15-килограммовый груз и побегать-попрыгать.

Перевалив за экватор концерта, Чистяков & сотоварищи исполнили еще одну песню Майка Науменко — «Я забываю». Благо, на этом концерте пророческой она не стала — слов никто не забывал. А вообще хорошо, что целых две вещи из майковского наследия вспомнили — ведь в этом году одному из самых талантливых поэтов русского рока исполнилось бы 60 лет.
Вспомнив одну легенду рок-н-ролла, настала пора вдарить и своего рока. «Подледный лов» в новой аранжировке изменился практически до неузнаваемости. Но звучит настолько круто, что под него и самому Клинту Иствуду супостатов убивать бы было в радость.
А вот «Человека и кошку» все узнали и без баянного проигрыша. Любую песню с «Песни о безответной любви к родине» народ узнает и с трех нот. Порой Федора было не расслышать — хоровое пение его заглушало:

Доктор едет-едет сквозь снежную равнину,
Порошок целебный людям он везет.
Человек и кошка порошок тот примут,
И печаль отступит, и тоска пройдет.

Чистяков словно Наполеон ходил и дирижировал залом. «А у наших у ворот бродит-ходит терминатор...». Третий куплет так вообще пели только зрители, а дядя Федор жестами изображал то, о чем поется в песне.

На бис музыкантов вызывали, дружно топая по деревянному танцполу. F4BAND сыграл традиционную связку "Прости дорогая"/"Северныйблюз«. Тоже своего аутотренинг — про то, что что «нам надо жить и жить хорошо».

Дальше всех ждал большой сюрприз. Музыканты раскланялись и ушли за сцену, в зале включили музыку, свет на сцене приглушили — все признаки того, что концерт окончен. Часть публики устремилась в гардероб, но самые стойкие и преданные любители панк-рока на баяне скандировали «Еще! Еще! Еще!». И — о чудо — музыканты снова на сцене! Федя берет баян, отпинывает стул за сцену — и дает залпового огня «Инвалидом нулевой группы». На сцене безумие, в зале — кайф и истерика. Дядя Федор выплясывает — и на танцполе выплясывают. Какие визги доносились из зала, когда Федор томно спрашивал в микрофон: «Милая, хочешь? Ты правда этого хочешь?». Девушки просто приходили в экстаз.

Чего только не делал Федор Валентинович в последние 16 минут, когда вошел в раж!
— держал микрофонную стойку вверх ногами с баяном на перевес
— играл, сидя на самом краю сцены, весело дрыгая ногами
— обливал себя водой из бутылки
— обливал водой зал
— очень сильно обливал водой зал
— расставлял на сцене бутылки, перфекционистски ложась на пол с целью выровнять все на одинаковое расстояние друг от друга, чтобы потом выбросить их в зал. После этого поинтересовался: «Мертвых нет?»
В общем — лучше один раз увидеть:

«Театр закрывается! Спасибо!» — попрощался с нами Федор. Дядя Федор, воодушевивший публику так, что до самой Петроградской можно было слышать хоровые песнопения бессмертных хитов. После таких концертов жизнь действительно «становится прекрасна и безумно хороша».
Ждем новых театральных сезонов и премьер! Особенно проект «Аккордеон-Рок». Когда четверо профессионалов играют на инструментах для сворачивания и разворачивания души — это просто сказка!
P.S. Концерт снимался на профессиональную аппаратуру, так что ждем уникальное видео!

Сет-лист концерта «50/50»:

Кафе:

1. Вместе мы — сила
2. Товарищ сержант
3. Черно-белый блюз
4. Возраст
5. Ритм энд блюз
6. Это сладкое слово свобода

Федор Чистяков:

1. Буги-вуги каждый день
2. Улица Ленина
3. Будет все хорошо
4. Цикорий
5. Искусство
6. Представь себе
7. Верещагин уходит с баркаса
8. Я забываю
9. Подледный лов
10. Человек и кошка

11. Прости, дорогая
12. Северный блюз

13. Инвалид нулевой группы


Александр «Komandarm» Горелкин

опубликовано на сайте gigster.ru
http://gigster.ru/doktor-hajder-s-ulitsy-lenina

21.01.2015