Федор Чистяков: дураки начинают и выигрывают

Таки не вынесла душа поэта!

Ну что я, прям, как девочка: хочу – не хочу… Есть такое слово: надо. Надо написать рецензию на новый альбом Федора Чистякова. Ибо все, что я нарыл в интернете на эту тему, действительности не соответствует. По крайней мере, по моему мнению. Я, конечно, понимаю, что мое мнение никого не интересует и мало что изменит, но все-таки.
Сразу оговорюсь: К Федору Валентиновичу у меня отношение предвзятое, а потому его творения я воспринимаю тоже предвзято. И «Без дураков» я слушал с болью в сердце и дрожью в руках. В какой-то момент не только руки, но и глаз задергался. От злости и бессилия что-то поправить. А поправить ой как хочется! Видать, не дает мне покоя моя профессия редактора… Ну да обо всем по порядку.
Как говаривал известный киногерой, хочешь указать на недостатки – сперва похвали. Так и поступлю. Благо, хвалить есть за что.

За музыку.
Ну, ни отнять, ни прибавить. Даже цитаты (не буду их перечислять), коих в фединых песнях разных лет всегда было предостаточно, слушаются очень вкусно. А уж поклонники Nazareth вообще должны поставить «Без дураков» на полку рядом с «Hair of the dog». Федор, во-первых, прекрасный мелодист, что ни один из критиков почему-то до сих пор не отметил. Мелодии его песен ложатся на израненное отечественной попсой сердце, аки сливочное масло на бородинский хлеб, ибо а) действительно красивы; б) небанальны, что, согласитесь, в наше время и в нашей стране редкость.
Федина скрупулезность в аранжировках также заслуживает отдельного доброго слова, причем, не одного, а чтобы хватило на всех музыкантов, поучаствовавших в записи. Рискну предположить, что, в первую очередь, на Сергея Стародубцева и Алексея Смирнова. Парням удалось то, что удается вообще редко кому: на протяжении 12 песен идеально пробалансировать на грани импровизация / хорошо подготовленная импровизация. А это – музыканты меня поймут – очень дорогого стоит.
И, наконец, то, чего лично я от Федора вообще уже не ждал: драйв. Он снова появился, да какой! По моему скромному мнению, не хватает немного раздолбайства, кое в музыку «Кафе» (аккомпанирующий Федору состав) когда-то с лихвой привносил басист и автор песен Дмитрий Бациев, но это уже, как говорится, придирки. Мало ли, чего мне не хватает. Какой-нибудь оголтелый федин фанат скажет мне: не нравится, дескать, – запиши сам то, что нравится, и слушай. А я отвечу: и рад бы, да таланту не хватает. А обхаять могу. Чем со следующего абзаца и займусь. Причем, с удовольствием.
Итак, часть вторая: поэзия.
Поэзией в этом альбоме и не пахло. Свалить в одну кучу Сциллу с Харибдой, Кинг-конга, Алькаиду и пр., и др. – причем, без разбора, смысла и какой-либо логики – это особый талант. Рискну предположить, что и без понимания, who is перечисленных who. А понимание это базируется на «береге Сорбонны», помянутом там же. Причем все эти персонажи не вырастают в образы, как, например, у Майка в «Уездном городе N» и БГ в «Древнерусской тоске», ибо помянуты они исключительно ради красного словца. Красного в смысле красного карандаша редакторской правки.
Впрочем, этим грешком – употреблять длинные красивые слова безо всякого смысла – страдают многие наши авторы, однако в их количестве и концентрации Федор Валентинович может дать сто очков вперед любому из них. Даже Эдмунду нашему Склярскому.
Можно еще помянуть глагольные рифмы и рифмы типа «гонконг – Кинг-конг, щедро разбросанные фединой легкой рукой по всем текстам (назвать это стихами ни язык не поворачивается, ни рука не поднимается) и объяснить автору, что по реке не ездят, а ходят. Ну, в крайнем случае, плавают (ну это известно кто плавает). А трест нельзя арестовать – можно наложить арест на его имущество, арестовать сотрудников, а сам трест закрыть по решению суда. А уж лопнувший трест… Но это уже мелочи. Про перевранные ударения и несогласованные падежи а ля «полтонны мандарин») я вообще молчу. Ну не разговаривают так по-русскому! И, тем более, не пишут.
Уж не знаю, что побудило Федора представить дело так, будто тексты песен принадлежат не ему (интересующихся отправляю непосредственно к изданию альбома), но – любая литературная экспертиза подтвердит его авторство. Всем привет от Бориса Горбоноса. А коли даже (о боже!) я неправ и эти, с позволения сказать, «стихи» принадлежат перу иного доселе не ведомого миру гения, то это мало что меняет. Уж коли композитор взял стихотворение – изволь отвечать за него головой. Или что у него там вместо нее.
А самое обидное, что все эти многочисленные федины ляпы при желании (желание – слово здесь ключевое) легко поддаются правке – обратись Федор к Леше Смирнову, которого он мог бы использовать не только в качестве гитариста, но и редактора-корректора, всего этого словесного поноса можно было б избежать. Ан нет, не пристало рок-звезде совет спрашивать у простого музыканта.
Вот, кстати, еще один пример того, что рок-н-ролл – творчество коллективное.

Ну да ладно, потому как в федином роке говнопоэзия еще не самое страшное.
Страшно то, что все 12 композиций альбома – ни о чем. Как так? – возразят мне почитатели. А вот так! – отвечу я. О чем это Федор там? – как сказал бы Салтыков-Щедрин, видно только, что человек бунтует. Против чего? Кого? – не понятно. В какое же светлое завтра решил он еще рвануться? «Бунт на коленях» – так это состояние души описал другой русский классик.
А теперь о самом-самом страшном.

Дело в том, что бунтует Федор не «против», а «за». Причем, за всех: правых, левых и даже средних. Чтобы каждый нашел в его песнях свое «слово правды». И похвалил автора. И по головке погладил. И денежку какую дал. Собственно, ради этого оно все и есть.
Развивая эту свою мысль, рискну совершить коротенький экскурс в историю (а к практике мы перейдем потом). Экскурс в те недалекие времена, когда Федор Чистяков объявил о двух концертах в Крыму. То есть, в «Нашемкрыму». И тут же получил плюху от доброй половины интернет-пользователей, для которых с недавних пор Крым, как место на карте, перестал существовать. А еще планируемые европейские концерты второго фединого проекта «Accordionrock» при таком раскладе, скорее всего, накрылись бы медным тазом. И Федор не нашел ничего лучше, как отыграть назад – и получил вторую плюху от второй половины российского и пророссийского интернет-сообщества. И тут перед рок-героем забрезжила перспектива проблем с концертами в России…
В общем, как пел другой наш рок-герой, «не совалась бы ты, девочка, в политику».
Так что «Без дураков» в этом свете выглядит как попытка Федора оправдаться перед всеми. Уж лучше б он письмо президенту, аки Макаревич, написал… По крайней мере, так оно честнее как-то… Но для этого нужно иметь какую-никакую гражданскую позицию, а ее-то как раз у Федора Чистякова нет. И это уже не предположение, а самый что ни на есть факт, многократно озвученный им же самим в интервью различным изданиям.
Так зачем же, спрашивается, все это тогда вообще было нужно? И, главное, кому? А ответ на этот вопрос «ужасно прост и ответ единственный».
Все оно, бабло. Эх, какого оно парня загубило! Впрочем, не он первый, не он последний. А все равно жаль.
Там, где музыканты записывают не песни, а треки, где поэты пишут не стихи, а тексты, места для поэзии и музыки уже не остается, а конечный продукт превращается в бизнес-проект. Удачный или нет – это уже другой вопрос. Вы ждали от нового альбома Федора произведение искусства? – так вот вам мужской половой хуй: получите бизнес-проект. Очень высокого качества, но это продукт совершенно из иной категории товаров народного потребления. И я уверен, что 86% потребителей его с удовольствием скушают и попросят добавку.

Отсюда печальный для автора этих строк вывод: альбом «Без дураков», если рассматривать его с точки зрения поставленных перед его создателем целей и задач, удался на все 100. Просто я подошел к его анализу не с теми критериями. Но по мне, так, слегка перефразируя Татьяну Москвину, даже плохой шоколад лучше, чем нешоколад, пусть даже самого высокого качества.

Ну, чтобы уж совсем было понятно, напомню тем, кто дочитал этот мой вопль до конца, анекдот про фальшивые елочные игрушки. Точно такие же, как настоящие: и яркие, и белстящие, и даже стоят столько же, сколько и настоящие. Но – не радуют. В этом-то вся и беда.

И еще. Говорить о каком-то «камбэке» Федора Чистякова» не приходится. Ибо, во-первых, он никуда и не уходил, а во-вторых, альбом «Без дураков» мало чем отличается от предыдущих его работ. Ну разве что более скрупулезным к нему подходом и, как следствие, более качественным продуктом на выходе. Говорить можно было бы о камбэке группы «Ноль», вернее, о невозможности этого камбэка, что после выхода нынешней пластинки стало видно невооруженным взглядом. Ибо ни Леха Николаев, Ни Дима «Монстр» Гусаков, ни Гоша под этой пургой вряд ли подпишутся. По крайней мере, мне так хочется думать. В противном случае самой памяти об этой группе – грош цена.


Артур Кегельбан

опубликовано на сайте moscowout.ru
http://moscowout.ru/music/articles/fedor-chistykov-bez-durakov

25.07.16