СЛАВА ТОЛСТОЙ на словах и на деле

Мастерство — это когда всё на виду, а повторить невозможно.

— По причине трепетного отношения аудитория в России весьма ревностно относится к творчеству Фёдора «на той стороне луны», а ваш дуэт, Слава, сходу покорил слаженностью и энергетической мощью, которую нельзя было предположить по численному составу проекта. Видно невооружённым глазом, что вы получаете точно такое же удовольствие, как публика на концертах.

Это результат слияния мастерства двух профессионалов или имеет значение ещё и ваше личное отношение к легендарному Чистякову? До работы с ним вы имели представление о материале?

С.Т.: Это все факторы в совокупности. Во-первых, я знаю и люблю группу «Ноль» и Фёдора с тех пор, как мне было 11-12 лет. Как профессиональный музыкант я серьёзно занимаюсь джазом, классикой, world music последние 20 лет. Но на всех русских тусовках мы всегда поем любимые песни, включая много песен Фёдора. Так что, когда мы с ним пересеклись здесь, в Америке, где я живу и работаю, для меня это был очень естественный переход.

— Что это за счастливый день был — знакомство с Фёдором и первые аккорды вместе?

С.Т.: Мы познакомились у моего хорошего друга Бори, который организовал его концерт в Бостоне в марте 2018 года. Пообщались, обменялись мнениями и контактами. Так как я в основном работаю именно с американскими музыкантами и выступаю перед американской публикой, мне показалось, что Фёдору было интересно об этом побольше узнать. Мы потом контактировали по facebook, созванивались, в итоге встретились в Нью-Йорке, и потом Фёдор приехал в Бостон, где я живу, — поиграть и посмотреть, как всё пойдёт. Прошло всё, по обоюдному мнению, очень удачно, наметились точки соприкосновения, программа, и т.д.

Ну, а потом уже Фёдор стал "забивать" концерты, и под них мы серьёзно прорепетировали пару дней.

— Мощный, тугой саунд, не уступающий по эффектности полноценному количественному бэнду, достигается за счёт разных приёмов и техник игры на гитаре? Или это что-то необъяснимое? В чём магия?!

С.Т.: Это комбинация факторов, но, честно говоря, дело в том, что уже много лет (где-то последние лет 15) я играю в составе без барабанов, на акустической гитаре, где я — главный аккомпанирующий инструмент. Мой основной состав: скрипка, гитара, контрабас. (www.internationalstringtrio.com). И я именно этого всегда и стараюсь добиться — максимально заполнить "аккомпанирующую" часть музыкального пространства, не переходя какие-то границы, т.е. не мешая солисту. Это, на самом деле, не просто, особенно если ты играешь на акустической гитаре и не пользуешься всякими трюками-штуками типа примочек, луперов и т.д. Но, в общем, мне кажется, что мне это удаётся, и публике и коллегам тоже нравится. И общая подача звука и драйва — я играю для людей, для зала, стараюсь максимально "прокачать", особенно когда речь идёт о более энергичных песнях. Многие гитаристы играют "под себя" — умеют вешать интересные аккорды или сыграть клёвое соло, но в целом обеспечить плотный драйвовый звук на акустике не могут. Я с этим сталкивался: когда мне нужно найти себе замену на одно из моих выступлений, бывает непросто...

Конечно, я стараюсь, играя с Фёдором, использовать разные приёмы и техники игры на гитаре с главной целью — оказать Фёдору и музыке максимальную поддержку, не мешая "главной" линии.

— Слава, нельзя не отметить вашу чуткую работу в дуэте, что встречается не столь часто у самодостаточных музыкантов. У вас, наверно, был хороший учитель, который привил вам это органическое уважение к личности партнёра?

С.Т.: У меня были очень хорошие учителя и в России, и в Америке. В России я учился в Питере в частной джазовой школе Антонова / Петерсона. Считаю своим главным педагогом по гитаре Антонова Сергея Дмитриевича, с которым и сейчас нахожусь в контакте.

Эта школа дала мне серьёзную фундаментальную систему во всех основных областях музыки — импровизация, строение аккордов, аккомпанемент, гармония, сольфеджио, аранжировка, и т.д. Так что, когда я приехал учиться в Бостон в Berklee College of Music, я себя уже чувствовал очень комфортно в смысле игры на гитаре и, в основном, изучал там другие важные аспекты, связанные с музыкой: продюсирование, технологии, бизнес... Хотя, и в Berklee у меня были очень серьёзные педагоги по гитаре и джазу — Mick Goodrick, Hal Crook, Bruce Bartlett, Rick Peckham.

Ну, а насчёт «уважения к личности партнёра» — этому научить невозможно, это приходит с опытом. В случае с Фёдором это получилось очень естественно. Фёдор — классный и самобытный музыкант, работать с ним одно удовольствие, я реально чувствую, что мы единомышленники, и моя задача — максимально его поддержать и исполнить его музыку наилучшим образом. Могу также добавить, что мы много времени провели, общаясь, и у нас много точек соприкосновения помимо музыки: начиная с того, что мы оба с Охты, и заканчивая общими взглядами на политическую ситуацию в России и т. п., хотя, иногда мы и дискутируем, в основном на религиозные темы.

— Ваши инструменты — это что-то эксклюзивно созданное по индивидуальной мере или профессиональный наездник и на хромой кобыле может выдавать такую эквилибристику?

С.Т.: Ну, как сказать — на хромой кобыле я бы все-таки предпочёл не ездить, впрочем, если жизнь заставит, привередничать не буду и сыграю на чём надо. А если сёрьезно, с Фёдором я использую два инструмента:

Акустику с металлическими струнами Taylor C-414, это очень классный инструмент с богатым, но также и плотным, "мужским" звуком.

Также играю на гитаре, предназначенной для цыганского джаза — AJL XO model, Selmer type, oval hole. Эта гитара сделана одним из лучших европейских мастеров по моему заказу, действительно замечательный инструмент.

— Почему и как случилось, что вы очутились с таким богатством уникального таланта в Америке? К этому привели какие-то совместные работы с другими музыкантами по творческому пути или это было решение иного порядка?

С.Т.: Как я уже заметил ранее, я приехал учиться в Бостон в Berklee College of Music и с тех пор остался в Америке — уже почти 20 лет живу здесь. Мне тут нравится, и всё, в целом, очень хорошо идёт: я концертирую, преподаю, занимаюсь продюсированием и даже иногда выступаю в качестве агента для других музыкантов. Из моих главных проектов стоит отметить:

«International String Trio» http://www.internationalstringtrio.com

«Valinor Quartet» — можно просто ввести на youtube, там много хороших видео.

Есть также проект с очень известным виолончелистом Lynn Harrell и моим другом скрипачом Ben Powell: я здесь выступаю в качестве аранжировщика и продюсера.
Чтобы послушать, рекомендую ввести эти два имени на youtube (Lynn Harrell, Ben Powell), и выскочат интересные ролики.

Ну и в последнее время возвращаюсь к своим русским и роковым корням — снова пишу и пою песни на русском, собираюсь скоро это записать и выпустить.

— Где и когда нас постигнет счастье в России слышать и видеть вас?

С.Т.: Хороший вопрос. Давно мечтаю вернуться в Россию и выступить в правильных местах на правильных условиях. Пока с этим сложно: т.е. выступить где-то, как-то можно, но мне важно, чтобы контекст был правильный. Как только это срастётся — с удовольствием выступлю в России! А пока приходите на наши концерты в Америке!


*статья подготовлена специально для сообщества Фёдор Чистяков | F4band VK
https://vk.com/@f4band-slava-tolstoi-na-slovah-i-na-dele

30 ноября 2018