Дядя Федор аккомпанирует Дяде Федору

У Федора Чистякова весомая фильмография. Его музыка звучит в сериале «Участок», фильме «Стиляги» и многих других, но саундтрек к мультфильму он записывает впервые. Символично, что мультфильм этот — «Простоквашино» с Дядей Федором, так его называли поклонники в ревущие восьмидесятые, а многие и до сих пор называют: «Дядя Федор, жарь на баяне!»

— «Простоквашино» вышло в 1978-м, тебе было тогда десять лет. Помнишь свои впечатления?

— Уже с трудом, но трудно найти человека, который его тогда не смотрел. Присказка: «Кто там?» — «Это я, почтальон Печкин» была у всех на устах. Потом мне присвоили эту кличку и постоянно доставали фразой о том, что я неправильно ем бутерброд. Кто ее придумал, не знаю, скорее всего, журналисты или фанаты.

— Но это же не обидное прозвище?

— Ни в коем случае, а теперь даже забавно, что я имею отношение к тому самому мультику.

— Работая над саундтреком, ты ориентировался на оригинальную музыку Крылатова, которая звучит в классическом «Простоквашино»?

— Скорее не на музыку, а на стилистику, на общее настроение. Понятно, что это должно быть что-то доброе, легкое и веселое. Не рок, не блюз, а хорошая советская музыка, где-то даже немножко шансон. У нас с группой «Кафе», которая играла со мной на концертах, отработанная схема, несмотря на то что я в Нью-Йорке, а они в Питере. Я придумываю темы, они в студии записывают варианты, потом я уже здесь их доделываю. Вся музыка инструментальная. И конечно, преобладает баян.

— Это первый мультфильм в твоей композиторской практике?

— Первый, хотя к детской теме я уже не раз обращался. Лет пятнадцать назад мы записали рок-оперу «Бармалей» по Чуковскому, я брался за «Тараканище», хотя продолжения это не получило, еще какие-то песни делал. «Самый красивый цветок» пел, это тоже детская вещь и тоже из мультика.

— Твоя любовь к советской песне известна. В начале нулевых ты сделал много замечательных каверов: и «Темную ночь», и «Старый клен». Интересно, что на заре русского рок-н-ролла у рокеров было презрительное отношение к этим песням. Считалось, что это эстрада, совок и отстой, а играть надо жесткий рок. А потом вдруг по альбому старых песен записали Гребенщиков, Макаревич, Сукачев, Скляр. Это стало трендом — хорошо забытое старое.

— Просто в ранний период нужно было оторваться от корней, обрести свое лицо, независимость. Если б мы следовали советской традиции, мы не стали бы тем, кем стали. А потом, когда самостоятельность была обретена, почему бы не вернуться к корням. Песни-то хорошие. Какие-то я не люблю и не стану слушать, но много очень качественных и душевных вещей. Рок, хоть и искренняя, но во многом разрушительная музыка. А советская эстрада — да, фальшивая, лживая, но не вся же. Были люди, которые искренне делали свое дело, просто в тех рамках, в которых тогда находились.

беседовал Ян Шенкман

опубликовано в "Новой газете" №34
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/04/01/76024-pochtalon-pechkin-opyat-stuchitsya-k-nam-v-dver

02 апреля 2018