Фёдор Чистяков — альбом «Нежелательная песня» (2018)

Тот самый Фёдор Чистяков, которому так и не удалось выбраться из андеграунда, записал новый альбом.
Это первый альбом, записанный лидером«Ноль» в США. Известна причина бегства: Чистяков боится преследований за религиозные убеждения. Собственно, фактов того самого преследования обнаружить не удалось – оставим Фёдора в этом вопросе один на один с его страхами.
Все музыканты, с которыми Чистяков работал ранее, отказались участвовать в записи. Вроде как были планы по онлайн-сотрудничеству, пересылке записанных файлов через океан и т.д., но эта стратегия не реализовалась. Фактически, над этим альбомом Фёдор работал сам. В одной песне, правда, ему помог московский гитарист Ваня Жук. «Тотальные» барабаны в альбом записал Мик Флитвуд, основатель и единственный бессменный участник группы Fleetwood Mac.
Вообще альбом создает впечатление депрессивно-параноидальное, но имеются и светлые моменты. Лирический блюзовый мотив песни «Искусство лизать» настраивает на ироничный тон восприятия и не мешает призадуматься о сказанном.
Возможно, лучшая песня на альбоме. Так же задумчива и плаксива песня «Как же буду жить» — песня человека, потерявшего веру.
«21 век» — плач так и не влившегося в новое время ребенка ХХ века. «Красный медведь обожрался героином» — весьма яркий образ в этой песне, который без лишних слов описывает судьбу постперестроечной России. Конечно, он «не хочет обратно»! Но страна-то уже не та, а Чистяков всё бежит от прошлого.
Тексты о том, что «телевизор мироточит – это пропаганда», звучат это как минимум старомодно. Слишком толсто, я бы сказала. Впрочем, эпитеты вроде «маленького гвоздика» в своем роде даже интересны! Сразу вспоминаются образы, использованные в русском роке для описания беспомощной социальной единицы — скованные одной цепью, муравейник и т.д. Гвоздей вроде не было ещё.
Названия песен – «Пропаганда», «Убить свидетелей», «Дурдом непобедим» — попытка выразить протестные настроения, но протестовать по-русски из Америки? Что-то не так в этой идеологии. Впрочем, сам Чистяков признаётся, что не намерен петь «песни протеста» — вроде как умыл руки. Но как же понять эти, по его выражению, «боевые песни»?
Опять же – обложка, которую как бы разрывает рвущийся наружу медведь – общепринятый российский символ. Неспокойно дяде Фёдору, да и может ли быть спокойно человеку, «пролечившемуся» в известном заведении для людей с психическими расстройствами после необузданного бунта «творчества» 90-х? Протестовать не намерен, но разрядил напряжение, выпустив альбом «Нежелательная песня». Вот и славненько, Фёдор Валентинович! Надеемся, жить стало легче)
Возможно, кто-то найдет свою «паранойю» в этой работе. Серьезно – местами даже радует. Например, последний трек — инструментальная композиция, показывает нам наконец Чистякова-композитора, а не протестующего героя русского рока.
В «Смертельной схватке» мы почти видим драматический сюжет борьбы. Джазовые мелизмы чередуются со славянскими народными мотивами. Во вступлении композиция ассоциируется с работами Шостаковича.
Разработка показывает несколько тем и борющихся характеров. Можно даже представить, что происходит не просто борьба «добра со злом», а внутренняя борьба, где встречаются все искушения мира со здравым смыслом. Звучит, конечно же, баян, духовые, струнные и ритм-секция. Завораживающая работа, которая очень странно и монументально завершает «борьбу» всего альбома. Как знать, вполне может быть, что автор придёт, наконец, к мысли, что словами можно выразить далеко не всё, и покажет ещё нам класс в более сложных формах.

Главный редактор: Евгений Федоров
Репортер: Нина Гарнет

опубликовано на сайте rockweek.ru
http://rockweek.ru/fyodor-chistyakov-new-album/

01 августа 2018