Рождественская сказка (Переписка двух музыкантов)

Nicholas Tsyvinsky:

Сегодня утром снился мне сон. Будто я не в Калифорнии, а в родном городе, где-то в районе Чёрной речки, иду по тёмным улицам, ностальгирую. Вдруг мимо проезжает длинная машина с открытым верхом, с визгом тормозит, а из машины выпрыгивает не кто иной, а Федя Чистяков, и бросается ко мне:

— Коля! Сколько лет, сколько зим! Поехали со мной, я альбом записываю, клавишник нужен, никого не найти!

— Федя, я ведь слышал, что ты теперь в США тоже??

— Сейчас я здесь. Записываю альбом. Поехали!

Тут время во сне, как это иногда показывают в кино, быстро проматывается вперёд. Подразумевается, что прошло несколько часов или дней и запись сделана.

Мы с Федей сидим у пульта. Он говорит:

— Соло у тебя в этой вещи очень неплохо получилось.

— Давай послушаем ещё раз, мне кажется что-то там не чисто...

Мне во сне в параллельном сознании жутко интересно услышать Федину песню и своё соло:

— Давай послушаем.

Федина рука тянется к кнопке.

И тут меня будит телефонный звонок. Я спросонья нахожу телефон, нажимаю на "ответить" и слышу, как кто-то говорит по-китайски.

Чёртовы китайские мошенники!

С другой стороны, если бы этот звонок меня не разбудил, то я пришёл бы на работу неприлично поздно.

Но работа — это работа... А такой сон вряд ли повторится.

Игорь Рудик:

Это прекрасный сон. Сон музыканта.

Знаю тебя и Фёдора, к тому же я тоже записывал для него соло на клавишах, поэтому тема мне близка.

К счастью, в моём случае это был не сон. Он заканчивал альбом «Правило игры» и решил меня подключить.

Необходимо было соло в стиле "чтобы все развернулось, а потом свернулось". Для примера он обозначил песню группы «НОМ» "И поэтому, когда звучит музыка блюз, даже самый неопытный кавалер решается пригласить даму на танец".

Не помню уже, как именно звучит соло у группы «НОМ», и есть ли оно вообще, но генеральный посыл был понятен.

Фёдор привык действовать безотлагательно, поэтому, когда я добрался до дома, фонограмма для работы уже пришла мне на почту.

Там был записан голос, гитары, баяны, ритм-секция. Даже какие-то клавиши. То есть вполне готовая вещь. Честно говоря, мне очень понравилась эта песня. Я слушал, и меня выворачивало от удовольствия. Надо отметить, что это очень зрелое произведение.

Спето безукоризненно. Баян великолепный. Все интонации, текст, стиль, подача. Всё очень естественно и цельно. Даже в черновом сведении песня производила сильное впечатление.

Мне кажется, неправильно пытаться разобраться в ней, перебирая понятия "шансон", "рок", "эстрада", "расторгуев", "Ноль" или "неНоль". Все понятия и штампы не имеют никакого значения. Это вещь в себе. Она органична и иронична. Это не песня, это — состояние. Его надо принимать так, как оно есть. Или не принимать.

Вернусь к процессу. Я приступил немедленно и сделал три подхода. Первый вариант получился совсем дежурный. Как я уже говорил, на соло уже был прописан баян, и надо было сыграть вместе с ним. Под него. И не испортить... Второй вариант соло был вполне приемлемый. Это уже был результат, и я отправил его Фёдору вслед за первым. Потом я немного повозился со звуком. Не хотелось использовать традиционные тембры типа "хаммонда". Здесь требовалось что-то более беззащитное. И я нашёл звук, достаточно мягкий, почти флейтовый. Звук, у которого тоже было своё настроение. Вслед за звуком пошла и рука, и я сыграл то, что можно сейчас услышать. Мне очень понравилось. Это было то, что надо. Я немедленно отправил Фёдору и он ответил: «Красота!»

На все варианты, включая перекусы и домашнюю возню, ушло два часа. После небольшого перерыва я приступил к припевам и сделал для каждого несколько ритмических партий. Мы договорились, что их не придётся делать громко, но они будут тихонько подкачивать и давать разнообразие на уровне подсознания. Разумеется, последний припев был сыгран наиболее размашисто.

Около двух часов ночи вся работа была завершена... Сведением занимался сам Фёдор, он добавил к соло ещё один удар в самом конце. Просто скопировал последний аккорд ещё раз...

Я иногда переслушиваю её, каждый раз с большим удовольствием. И представляется занесённая по крышу избушка где-то на краю земли. И старый седой человек в валенках и тельняшке, у растопленной печки. Он сосредоточенно щурится и бормочет себе под нос. И как-то тепло становится от этого на душе. И спокойно. Судьба мира в его руках.

Не могу сказать, что это моя самая любимая работа с Фёдором. Но она, несомненно, на особом месте.

Николай Цывинский - клавишник группы "Партиархальная выставка"
Игорь Рудик - клавишник группы "Дети", "Федор Чистяков Бэнд"


опубликовано в VK
https://vk.com/wall-170896637_1334

07 января 2019