Слава песням!

Новостей с весеннего концертного тура Фёдора Чистякова и уже постоянно работающего с ним в дуэте гитариста Славы Толстого, поддавших джазу американским городам в марте-апреле 2019, ждали особенно в России, потому что, как ни крути, это основная аудитория Фёдора Чистякова. И аудитория эта весьма благосклонно и благодарно приняла музыкальный союз Фёдора и Славы буквально с первых нот (https://vk.com/@f4band-slava-tolstoi-na-slovah-i-na-dele).
Кооперация ФЧ и СТ, между тем, стала ещё существеннее – на этот раз в их новой программе «Акустическая революция» принял участие один из самых востребованных басистов восточного побережья Макс Ридли (контрабас) и широко известный ударник швейцарец Матиас Кюнцли (перкуссия). Более того, этот тур подарил публике голос самого Святослава, который выступил в неожиданном амплуа и исполнил свои песни на русском языке.
Взглянуть на процесс усиления мощности этого творческого дуэта мы попробовали изнутри, побеседовав с мотором проекта – Славой Толстым:

— Слава, за время сотрудничества с Фёдором Чистяковым все ли детали притёрлись, как работает механизм? Репетиции, переезды в гастролях, совместные выступления с Фёдором – это уже стабильный труд или всё ещё полная сюрпризного хаоса импровизация в стиле рок-н-ролл?
С.Т.: Всё работает хорошо. У нас и с самого начала не было никаких проблем, а теперь вообще многие вещи на концертах и вне стали понятны и всё работает, как по маслу. Ну а если бывают какие-то непредвиденные обстоятельства – со звуком или у баяна клапан западает – решаем их по мере сил на месте.
— Теперь вы полным составом делаете музыку ФЧ на постоянной основе или это разовый проект? Как происходило это взаимное вливание между музыкантами и Фёдором?
С.Т.: Вливание прошло прекрасно. Мы играли последние два концерта в Нью-Йорке и Бостоне с моими коллегами – очень классными музыкантами: Макс Ридли на контрабасе и Матиас Кюнцли на перкуссии. Это люди джазовые, но, в отличии от большинства джазовых музыкантов, они могут выйти за рамки этого стиля и сыграть с правильным качем и драйвом, но не переигрывая такую музыку, как у Фёдора. Такие музыканты – редкость, я долго думал, как выбрать правильных людей. Ну и ещё плюс в том, что они классные, весёлые ребята, не снобы, поэтому они сразу “поймали волну”. Ну и отрывались по полной, как на сцене, так и за сценой, при этом, конечно, исполняя всё на высочайшем уровне. Они от души подпевали на «Russki Rock-n-roll», фактически танцевали на сцене, а Макс вообще мне потом сказал, что это был лучший концерт в его жизни…
— Слава, ваши песни стали отличным подарком слушателям, можно сказать, что ваша чувствительность и сопричастность, живой нерв на исполняемом материале – это именно то, чего ждёт зритель. Если Чистяков в чём-то уже чётко придерживается системы Бертольда Брехта в отчуждении актёра от роли, то для вас всё свежо и касается личной потребности. Можно ли сказать, что сотрудничество с Фёдором разбудило в вас исполнителя собственных песен или этот дар занимал свою нишу всегда, и всё шло в независимом русле?
С.Т.: Спасибо за интерес к моему творчеству. Вообще-то, я начинал (25 лет назад, в России) как автор и исполнитель своих песен. Тексты были неплохие, а вот с музыкой – хромало. Вот я и стал заниматься музыкой серьезно (гитара, теория, аранжировка, Беркли, продюсирование, и т. д.) ну и так ушёл во все это, что перестал писать песни на русском. А вот где-то последние 1.5 года – как-то попёрло опять, т. е. ещё до личной встречи с Фёдором. Но и конечно, когда я пересёкся с ним и отыграл несколько концертов – это на меня тоже повлияло. Прежде всего, потому что Фёдор очень искренний и мужественный человек. Он выходит на сцену и поёт свой песни – старые и новые, знакомые и незнакомые, простые и сложные – с очень правильным и искренним посылом и с абсолютной убеждённостью, что это надо. И смотря на реакцию людей понимаешь, что его мессадж (message) находит отклик, да ещё какой! Вот именно это на меня произвело сильное впечатление, именно эта искренность, честность. А вообще, много моих песен так или иначе – о России, о её судьбе, ну и о личном пути человека. У Такубоку (замечательный японский поэт) есть такая строчка «Вдали от тебя все сильней я люблю тебя». В чем-то это о моих отношениях с Россией. Ну и Фёдора нельзя не вспомнить: «Как ненавижу, так люблю свою Родину…»
— У вас очень доверительная манера пения, в ней ощущается острота сопереживания. Как вы оцениваете себя как вокалиста?
С.Т.: Вы знаете, я себя вокалистом не считаю. Я просто сейчас исполняю свои песни и на них у меня голоса хватает, ну и когда я попадаю в большинство нот – я, в общем, доволен результатом. Понимание всего этого дало мне какую-то уверенность, которой раньше у меня не было, поэтому я и решил предложить свою кандидатуру, чтобы открыть концерт Фёдора в Бостоне, что было очень позитивно воспринято устроителями и Фёдором (спасибо им большое за поддержку).
— Как вам показалось, взаимопонимание со зрительным залом было достигнуто?
С.Т.: Скажу так – понимание со всеми людьми, которым это было интересно и которые могут воспринимать такую музыку с, в общем, довольно насыщенным текстовым содержанием, было достигнуто. Была хорошая, положительная реакция. Ну и конечно очень важно, что Фёдор внимательно прослушал мои песни и тоже оценил их очень позитивно; он сказал, что они произвели на него такое впечатление, что типа идет движуха в русском роке в Америке! Ну и сделал пару конструктивных предложений, как улучшить что-то по аранжировке, составу, что для меня тоже очень ценно.
— Фёдор использует даже на камерных «квартирниках» стадионную манеру вокала, осложняет ли это задачу аккомпаниатора?
С.Т.: Фёдор поёт так, как он поёт, и это работает, для этого люди и идут на его концерты, а я ему аккомпанирую и стараюсь сделать это максимально хорошо. Вот и всё, никаких осложнений из-за манеры исполнения не чувствую.
— Можно ли говорить, что собственные эмоции исполнителя являются главной движущей силой музыканта или всё же резонанс на настроение зала или каких-то внешних событий может служить достаточным импульсом для права выхода на сцену?
С.Т.: Я думаю, что это комбинация. Изначально – это потребность исполнителя что-то создать (по возможности хорошее, качественное, искреннее) и поделиться этим с другими людьми. Ну а если это встречает правильный резонанс и вызывает реакцию зала – тем лучше!
— Нельзя не подметить, что в вашем коллективе появился один непредсказуемый участник, голос которого внезапно меняет настроение концерта и вообще ход всего выступления! Какой? Речь о новом баяне Фёдора. Да и вообще, этот инструмент внезапным проявлением собственной независимой жизни влияет на ФЧ и ваши совместные мероприятия?
С.Т.: Баян этот интересный и сложный. Он хорошо звучит, но иногда ломается. Так, что на последних 2-ух концертах у Фёдора был запасной баян, немного другой по звуку, но надёжный. В итоге мы использовали оба, хотя главный и не сломался. Было здорово!
— Ждёт ли нас продолжение полносоставных концертов?
С.Т.: Мы очень надеемся, всем всё понравилось, Макс Ридли уже едет с нами на фестиваль «ДжетЛэг» в июне. Вопрос всегда упирается в финансирование, если будут правильные бюджеты для полного состава – я думаю, с удовольствием сыграем!
— Слава, как и где можно взять ваши песни и инструментальные записи, чтобы в интимной обстановке предаться в наушниках таинству индивидуального погружения?
С.Т.: Я собираюсь правильно записать и выпустить аудио и видео 3 - 5 моих песен для начала, с удовольствием со всеми поделюсь! Думаю к осени будет готово.
— И ещё один вопрос: Слава, ваши с Фёдором фотографии из студии звукозаписи университета НЙ намекают нам на какое-то грандиозное событие! Пожертвуйте инсайдом на пропитание надежд!
С.Т.: Мы действительно записали с Фёдором в очень классной студии в Нью-Йорке определённый материал, но больше пока ничего об этом говорить не буду, скоро сами всё узнаете и услышите!

*статья подготовлена специально для сообщества Фёдор Чистяков | F4band VK
**группа ФЧ VK выражает благодарность Славе Толстому за предоставленные фотоматериалы.


опубликовано в фан-группе "Федор Чистяков" в VK
https://vk.com/@f4band-slava-pesnyam

25 апреля 2019