Нынешний год выдался «урожайным» на рок-фестивали. Едва окончился фестиваль «Литуаника-87», как начался фестиваль свердловского рок-клуба, а затем пришла пора V фестиваля ленинградского. Этот фестиваль наиболее престижен, так как именно ленинградские рок-группы создают наиболее острые в социальном отношении произведения. В отличие от «Литуаники», где все-таки преобладала развлекательность, ленинградский фестиваль показал, что лучшим рок-группам свойственны настоящая гражданская злость и честность.
... Фестиваль проходил пять дней и в нем приняло участие 24 группы и два рок-барда. Не все они, разумеется, были равноценны. но оргкомитет предоставил возможность выступить большому числу коллективов для того, чтобы наглядно представить перед слушателями весь спектр течений и направлений рок-музыки. Встречались здесь и откровенная пошлость, и попытки достичь дешевого эффекта с помощью псевдо-социальности, и откровенное позерство. На фестивале был, наконец, развенчан «черный» миф о группе «АУ», лидер которой, молодой человек панк-формации, взял себе несколько неблагозвучный псевдоним «Свинья». Много всяких историй в духе «underground» рассказывалось об этой группе. Чтобы прекратить слухи, группе «АУ» была дана возможность публично выступить. И оказалось, что «король гол»: пошлость, грубость — и более ничего. Конечно, может возникнуть вопрос: стоило ли выпускать такой коллектив на эстраду? Стоило! Зритель в массе своей достаточно умен, чтобы отличить хорошее от дурного, а всякие запреты лишь создают вокруг запрещаемого мученический ореол.
Совсем обратную картину продемонстрировала самая яркая группа фестиваля — «ДДТ», возглавляемая певцом, поэтом и композитором Юрием Шевчуком, который, создав свою группу в Уфе, в конце концов лишь в Ленинграде нашел возможность заниматься рок-музыкой. Панк — образ (пародийный ), взятый на вооружение Шевчуком и «ДДТ», позволил яркими сатирическими красками по-новому обрисовать некоторые социальные «узкие места». Его песни «Брейк по-русски», «Мальчики-мажоры». «Мама, я любера люблю» сатиричны и остросоциальны.
Покорило аудиторию трио «Ноль», состоящее из гитариста, баяниста и ударника. Их задор и остроумие нашли теплый отклик у слушателей, а песня «Доктор Хайдер» стала одной из лучших песен фестиваля.
«Аквариум» — это группа, от которой всегда ждут многого (ее руководитель Борис Гребенщиков). Новая фестивальная программа группы была проникнута какой-то лучистой сентиментальностью и трагизмом, при этом в каждой песне было еще и то, за что они получили специальную награду — «Приз за свет и любовь».
Самой музыкальной группой Ленинграда считаются «Джунгли», в свое время выступавшие в программе Таллинского рок-ревю при ДК молодежи им. Я. Креукса. «Джунгли» и без того популярны в Ленинграде, но на фестивале музыканты-виртуозы заново покорили слушателей. Вновь продемонстрировали яркую индивидуальность лучший гитарист фестиваля Андрей Отряскин, басист Игорь Тихомиров, ударник Александр Кондрашкин и клавишник Андрей Мягкоступов.
Новую «ударную» программу представила группа «Кино». Прямота и удивительно чистое, почти детское осмысление окружающего мира у лидера «Кино» Виктора Цоя сочетаются с некоторой иронией. Так, в одной из песен Цой спародировал известный шлягер «Алисы» «Мы вместе», доведя до абсурда его идею некоторым перефразом текста: «Все говорят, что мы в месте, но не говорят в каком».
Новыми красками засверкал ветеран рок-клуба - группа «Зоопарк» под управлением Михаила Науменко. Выступление «Зоопарка» было одним из самых сильных на фестивале благодаря умению Науменко рассказывать о «дне», о «грязи», самому не опускаясь до пошлых и дешевых сравнений. Песня «Зоопарка» «Трезвость – норма жизни», на мой взгляд, была самой остроумной песней фестиваля.
Честный подход к проявил одаренный рок-бард Юрий Наумов, выступавший с группой «Тамбурин» в последней программе Таллинского рок-ревю.
Говоря о выступлении группы «Тамбурин», хочется отметить низкий уровень аппаратуры на фестивале, что сказалось именно во время выступления «Тамбурина». Но главное: доброта и свет песен Владимира Леви сумели пробиться сквозь технические неполадки.
Интересным было выступление очень знакомой таллинцам по программам рок-ревю группы «Присутствие», песни которой всегда отличались принципиальностью и болью.
«Мы — поколение злых!
Мы — из одной обоймы».
Так поется в одной из песен композитора м гитариста руководителя «Присутствия» Максима Кузнецова.
А затем некоторых из лауреатов фестиваля мы увидели на сцене Таллинского Дворца культуры и спорта им. В.И.Ленина
Марк Шлямович
опубликовано в в газете «Вечерний Таллин»