В рок-музыке случается, что точки зрения различных специалистов-знатоков, музыкальных критиков и уж тем более меломанов разнятся друг от друга настолько, что, сведенные воедино, позволяют думать, будто речь идет по меньшей мере о разных планетах!
Но уж если параллели сходятся, логично предположить, что речь идет о чем-то безусловно стоящем, действительно неординарном и интересном. Вот в такой ситуации — всеобщего благожелательного внимания — оказалась в прошлом году группа «Ноль» из Ленинградского рок-клуба.
Даже у требовательной и обычно критично настроенной к музыкальному потоку из Ленинграда московской публики на летнем фестивале «Черноголовка-87» «Ноль» прошел на «ура».
Чем же вызван столь бурный интерес к творчеству совсем молодой группы, не имеющей пока ни богатой событиями истории, ни обширной дискографии, ни массово популярных хитов? Ответ прост: в единстве трех важнейших компонентов рок-шоу — сценического образа, музыки и текстов. Ну... и кое в чем еще.
Представьте: молоденький и очень старательный барабанщик напару с долговязым и угрюмым на вид басистом играют жесткий рок-н-ролльный «квадрат», а впереди всех на табуретке восседает лидер группы — похожий не то на обиженного сапожником Ваньку Жукова, не то на типичного гражданина «республики ШКИД» девятнадцатилетний «дядя Федор», который отчаянно рвет и тянет меха баяна, отбивая при этом ритм босой пяткой.
А тексты? В них как-то удивительно перемещались наивно-простодушный восторг открывающего мир юнца и грубоватый «уличный» реализм зарисовок с натуры («Коммунальная квартира», «Кооператор»), добрый юмор и едкая самоирония («Инвалид нулевой группы»). В последующих программах круг тем расширился: здесь и обличение ставших притчей во языцех «мажоров» («Галерище»), и даже своего рода газетный фельетон («Доктор Хайдер»).
Но все же главным составляющим успеха «Ноля» является музыка. Она весьма необычна. Рок-н-ролльный «драйв» в ней соседствует с почти народной распевностью. Нарочито диссонирующий вокал — со свежим мелодизмом. Нововолновая ритмика — с частушечными интонациями. Да к тому же исполняется она на совершенно нетипичном для рок-музыки инструменте — баяне.
Помните? Когда шесть лет назад «Аквариум» записал свой «Треугольник», фраза «...играет порой на баяне «Сантану» и «Уэзер рипорт»...» вызывала улыбку именно парадоксальностью сопоставления: изысканный джаз-рок и какой-то деревенский баян! Сегодня, слушая, как он звучит в руках лидера «Ноля», невольно изумляешься — почему же рокеры не распознали колоссальных возможностей этого инструмента раньше? Правда, «дядя Федор» — Ф. Чистяков — настоящий виртуоз: однажды во время вынужденной заминки на концерте он как бы походя сыграл попурри, в котором знатоки могли услышать и токкату ре минор Баха, и фрагмент «Венгерской рапсодии» Листа, и «Дип Перпл», и Хачатуряна, и Мусоргского с Эмерсоном, и многое другое...
Что за причуда — играть рок на баяне? Федя Чистяков (это куда более солидные по возрасту коллеги уважительно зовут его «дядей») пожимает плечами:
— Когда мы начали заниматься в студии Андрея Тропилло (более известного как звукорежиссер альбомов «Аквариума», «Алисы», «Кино» и... (фрагмент текста не сохранился)...ни на чем электронном не умели. И потом, о концертах ведь речи не шло — так, пробовали что-нибудь записать. Пользовались тем, что было под руками, и стремились извлечь максимальный эффект. Синтезаторов в студии не было, зато был баян — на записи у него звук, как у органа Джона Лорда из «Дип Перпл».
За два года занятий у Чистякова набралось с полчаса прилично записанных песен. Так появился альбом «Музыка драчевых напильников».
Интересно, что музыка «Ноля», группы, безусловно, по духу своему ленинградской, сформированной большим городом, несет явный отпечаток русской фольклорной традиции. Почему-то с легкой руки неких «теоретиков от эстрады» у нас привилась мысль о том, что рок и народная песня есть «вещи несовместные». Если во всех странах фольклор и рок существовали в постоянном контакте, взаимообмене идеями, то у нас их долгое время противопоставляли друг другу. И все же в середине восьмидесятых начался процесс их взаимного сближения. Это привело к появлению на наших сценах целого нового направления, которое пока не имеет названия, но представлено такими группами, как «ДДТ», «Калинов мост» (Новосибирск), «Чайф» (Свердловск), «Облачный край» (Архангельск), «Веселые картинки» (Москва).
В музыке всех этих групп (к ним следует добавить также трагически погибшего в этом году очень одаренного барда А. Башлачева) отчетливо прослеживаются мелодические интонации русского фольклора. «Ноль» — первый представитель этого стиля в ленинградском роке. Как знать, может, «нулевой рок» — именно тот путь, по которому предстоит развиваться нашей музыке в ближайшем будущем?
А. БУРЛАКА
От редакции.
Знакомство киевлян с группой «Ноль» состоится в ближайшие дни. На 27 и 28 августа намечены их выступления в танцевально-концертном павильоне «Лира». В них примут участие также киевская группа «Коллежский асессор». Ну, а в сентябре «Ноль» появится на стадионе «Динамо» в программе фестиваля «Звезды-88».
опубликовано в газете "Комсомольское знамя" (Украина) №159