МАТРОССКАЯ ТИШИНА ИЛИ КРИК В ЖИЗНИ?

Публикуя список лучших альбомов 1989 года, составленный на основе опроса, проведенного среди ведущих рок-экспертов Ленинграда, мы хотели бы подвести итоги прошедшего музыкального сезона — последнего вздоха 80-х. Свои анкеты любезно представили в наше распоряжение Андрей Бурлака («РИО»), Анатолий Гуницкий (радиоцикл «ЛЕНИНГРАДСКОЕ РОК-ОБОЗРЕНИЕ», рок-периодика), Александр Старцев («РОКСИ»), Михаил Шишков (независимый журналист, рок-периодика), Сергей Фирсов (студия звукозаписи) и Борис Малышев («ХИТ-ПАРАД» ЛенТВ, дискотека «НЕВСКИЕ ЗВЕЗДЫ»). Автор данного обзора также осмелился ввести свой список в общее анкетирование, Надеемся, что предлагаемый вашему вниманию ТОП получился достаточно объективным и позволит нам выяснить, чем же стал этот год в истории отечественной рок-музыки.

Места в «ГОРЯЧЕЙ ДЕСЯТКЕ» распределились следующим образом:

1. ТРИЛИСТНИК — «Матросская тишина».
2. ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА — «Кто здесь?».
3. НОЛЬ — «Сказки (для детей)».
4. КИНО — «Звезда по имени Солнце».
5. ИГРЫ — «Крик в жизни».
6. ОПАСНЫЕ СОСЕДИ — «Та-Дап».
7. АЛИСА — «Шестой лесничий».
8. ЮРИЙ НАУМОВ — «Перекати-поле».
9. МИФЫ — «Бей. колокол!».
10. ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК — «Жизнь настоящих ковбоев».

Как ни печально сознавать, но в первую десятку не попала ни одна группа из другого региона или с периферии. Значит ли эго, что ведущие позиции в роке по-прежнему удерживают представители Ленинградской школы? —• Отнюдь нет; скорее этот факт объясняется тем, что в стране нет налаженного музыкального рынка сбыта аудиопродукции, да и своя рубашка, как выяснилось, все же ближе к телу.

Сенсацией в полной мере можно считать альбом ТРИЛИСТНИКА, возглавивший список. Члены АКВАРИУМА, ведомые Дюшей Романовым, на собственном примере доказали, что может получиться нечто необычайно свежее, искреннее и чистое, полностью опираясь на традицию. Кроме того, широкий слушатель смог по достоинству оценить дарования музыкантов, талант коих, оттеняемый фигурой Б. Г., долгое время не мог полностью раскрыться. Но не стоит расстраиваться и поклонникам полнокровного состава АКВАРИУМА: как сообщил Борис Гребенщиков в интервью главному редактору «РОКСИ», А. Старцеву, группа готовится к записи своего нового творения (условное название альбома — «Будни гражданской войны»).

Присутствие в верхнем эшелоне списка группы НОЛЬ вряд ли у кого-нибудь вызовет удивление. Если не считать короткометражки «Музыка (...) напильников», то это первый полноценный альбом группы — и, право же, он полностью оправдал как специалистов, так и слушателей.

Если бы мнения критиков не разделились по поводу того, какому из альбомов группы ИГРЫ отдать предпочтение, то программа «Крик в жизни» наверняка вошла бы в первую тройку (второй, вышедший в декабре 89-го года, альбом «Детерминизм» занимает 21 место). Выход студийных записей Сологубов и Компании — воистину одно из самых значительных событий года.

Но больше всего альбомов, среди заявленных на участие в хит-параде, принадлежит перу Егора Летова. Создается впечатление, что это самая популярная в ушедшем сезоне рок-личность страны: его сольный акустический альбом «Русское поле экспериментов», принадлежащий ленинградскому периоду творчества музыканта, находится на 14-ом месте списка; альбом ведомой им группы — «ГРАЖДАНСКОЙ О БОРОНЫ» — «Армагедон Попс», занимает почетное место 23, а продюсируемый Егором сольный альбом сибирячки Яны Дягилевой под названием «Домой!» замыкает двадцатку. Если на Западе, по большому счету, было всего две истинных панк-группы — «Sttoges» и «Sex Pistols», то их единственным русским аналогом может служить «Г. О». Во многом трагическая судьба Е. Летова, — сначала омского, затем новосибирского, а теперь уже и ленинградского музыканта, частично схожа с тернистой дорогой Юрия Шевчука. И главная причина этого — предельная честность и нежелание идти на компромиссы.

АЛИСА — первый рок-коллектив, сумевший выпустить на «МЕЛОДИИ» все свои студийные записи, достаточно справедливо оценена в нашем списке. Если первый альбом группы, подобно грому ворвавшийся в нашу музыкальную среду и в корне ее изменивший, представлял из себя конгломерат новой волны и пост-панка, второй демонстрировал чистый вариант гитарного колючего рока, то в прошедшем году Доктор и Сотоварищи представили на суд 'зрителей продукт нео-хардрока — достаточно высокой, но отечественным меркам, пробы.

Юрий Наумов — музыкант-невидимка, опять без особого шума показал большинству монстров нашего города на Неве, как надо работать.

Практически единственной альтернативой питерскому року является Свердловск: ЧАИФ (альбом «Лучший город Европы») — 11 место списка, Настя Полева («Ноа-Ноа») — 12-е и АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ с программой «Голоса» — 17-е место, надежно оккупировали подступы к призовой десятке.

Кстати Настя (вкупе с Яной Дягилевой — единственная представительница слабого пола в нашем параде) показала и самую лучшую программу на состоявшемся в октябре 89-го года очередном фестивале Свердловского рок-клуба — по мнению тех, кто там побывал.

На мой взгляд, недооцененными остались работы ДЖУНГЛЕЙ (18-е место с альбомом «Весна в Шанхае», вышедшим на виниле под Рождество) и Алексея Вишни (22 место — дансинговый цикл «Танцы на битом стекле»). Музыка Вишни — это именно тот образец развлекательной музыки высшей пробы, к которому следует стремиться всем поп-артистам.

Среди открытий года — ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА и НОМ (альбом «Брутто». 16-е место списка). Но, пожалуй, самый крупный сюрприз ожидал нас во время фестиваля журнала «АВРОРА», когда харьковская команда «ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТУЗ» вынесла на суд зрителей свою программу, построенную на абсолютно новых звуках. Буквально все в этой группе ново: и своеобразный вокал, и музыка, чем-то напоминающая «нью-эйдж», — поэтому неудивительно, что ее заметили: альбом «Вист» зацепился за 28 ступеньку списка.

Не иначе, как «вторым рождением» можно назвать выход в свет альбома Юрия Ильченко — легендарного музыканта, участника МИФОВ и МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, на долгое время исчезнувшего с рок-горизонта. Его ретроспективный альбом, заискивающе названный «Ильченко-1», вышел в ТОПе на 25 место.

Как ни странно, но новые работы ТЕЛЕВИЗОРА (альбом «Отчуждение»), ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА. ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ (альбом «Отдайся, родная») и ВЕСЕЛЫХ КАРТИНОК не вызвали у критиков особого энтузиазма.

Ну а что же КИНО? — Альбом «Звезда по имени Солнце» нисколько не уступает в хитовости «Группе крови». Диск является возвращением Цоя к прежним стилистическим формам: клавишные отошли на второй план, уступив место мягким соло Каспаряна. В целом альбом сделан в софт-роке, чем-то напоминающем «Dire Straits» периода «Братьев по оружию». Исполненная в бодрящем стиле песня «Белые дни» по клавишному обрамлению схожа с «Жизнью в стеклах». Но лучшими песнями альбома является концовка — «Печаль» и «Апрель» (плюс, конечно же широко известная «Звезда по имени Солнце»). Эти две композиции по праву встанут в один ряд с «Восьмиклассницей», обоими «Бездельниками» и другими КИНО-шедеврами.

Вот таковы, в общих чертах, акцепты, проставленные на основе проведенного опроса. Ясно одно — период ремесленнической работы прошел, наступает пора творчества. И последующие поколения музыкантов не раз вспомнят тех, кто подготовил почву для их деятельности.


Дмитрий Сидоренков

опубликовано в журнале "Северок" (Архангельск) №6

1990