1989: время менять имена?..

Сенсацией в полной мере можно считать альбом «Трилистника», возглавивший список. Члены «Аквариума», ведомые Дюшой Романовым, на собственном примере доказали, что может получиться нечто необычайно свежее, искреннее и чистое, полностью опираясь на традицию.
Кроме того, широкий слушатель смог по достоинству оценить дарования музыкантов, талант коих, оттеняемый фигурой БГ, долгое время не мог полностью раскрыться.
Но не стоит расстраиваться и поклонникам полнокровного состава «Аквариума»: как сообщил Борис Гребенщиков в интервью глазному редактору «Рокси» А. Старцеву, группа готовится к записи своего нового творения (условное название альбома — «Будни гражданской войны»).
Присутствие в верхнем эшелоне списка группы «Ноль» вряд ли у кого-нибудь вызовет удивление. Если не считать короткометражки «Музыка (...) напильников», то это первый полноценный альбом группы, и, право же, он полностью оправдал надежды как специалистов, так и слушателей.
Если бы мнения критиков не разделились по поводу того. какому из альбомов группы «Игры» отдать предпочтение. то программа "Крик в жизни" назерняка бы вошла в первую тройку (второй, вышедший в декабре 89-го года, альбом «Детерминизм» занимает 21-е место).
Выход студийных записей Сологубов и Компании — воистину одно из самых значительных событий года.
Но больше всего альбомов среди заявленных на участие в хит-параде принадлежит перу Егора Летова. Создается впечатление, что это самая популярная в ушедшем сезоне роклнчность страны, его сольный акустический альбом "Русское поле экспериментов", принадлежащий ленинградскому периоду творчества музыканта, находится на 14-м месте списка.
Альбом ведомой им группы «Гражданская оборона — «Armageddon Pops», занимает почетное 23-е место, а спродюссированный Егором сольный альбом сибирячки Яны Догилевой под названием «Домой!» замыкает двадцатку. Если на Западе по большому счету было всего две истинные панк-группы — «Stooges» и «Sex Pistols», то их единственным русским аналогом может служить «ГО».
Во многом трагическая судьба Е. Летова, сначала омского, затем новосибирского, а теперь уже и ленинградского музыканта, частично схожа с тернистой дорогой Юрия Шевчука. И главная причина этого — предельная честность и нежелание идти на компромиссы.
«Алиса» — первый рок-коллектив, сумевший выпустить на «Мелодии» все свои студийные записи, достаточно справедливо оценена в нашем списке. Если первый альбом группы, подобно грому, ворвавшийся в нашу музыкальную среду и в корне ее изменивший, представлял конгломерат новой волны и пост-панка, второй демонстрировал чистый вариант гитарного колючего рока, то в прошедшем году Доктор Сотоварищи представили на суд зрителей - продукт нео-хард-рока — достаточно высокой по отечественным меркам пробы.
Юрий Наумов — музыкант-невидимка, опять без особого шума показал большинству монстров города на Неве, как надо работать.
Практически единственной альтернативой питерскому року является Свердловск: «Чайф» (альбом «Лучший город Европы») — 11-е место списка, Настя Полева («Ноа-Ноа») — 12-е и «Апрельский марш» с программой «Голоса» — 17-е место, надежно оккупировали подступы К ПРИЗОВОЙ «десятке». Кстати. Настя (вкупе с Яной Догилевой — единственная представительница слабого пола в нашем параде) показала и самую лучшую программу на состоявшемся в октябре 89-го очередном фестивале Свердловского рок-клуба по мнению тех, кто там побывал.
На мой взгляд, недооцененными остались работы «Джунглей» (18-е место с альбомом «Весна в Шанхае», вышедшим на виниле под Рождество) и Алексея Вишни (22-е место — дасинговый цикл «Танцы на битам стекле»). Музыка Вишни — это именно тот образец развлекательной музыки высшей пробы, к которому следует стремиться всем поп-артистам.
Среди открытий гола — «Петля Нестерова» и «НОМ» (альбом «Брутто», 16-е место списка). Но. пожалуй, самый крупный сюрприз ожидал нас во время фестиваля журнала «Аврора», когда харьковская команда «Тройка, Семерка, Туз» вынесла на суд зрителей свою программу, построенную на абсолютно новых звуках. Буквально все в этой группе ново: и своеобразный вокал, и музыка, чем-то напоминающая "нью-эйдж". Поэтому неудивительно. что её заметили: альбом «Вист» зацепился за 28-ю ступеньку списка.
Не иначе, как «вторым рождением». можно назвать выход в свет альбома Юрия Ильченко — легендарного музыканта, участника «Мифов» и «Машины времени», на долгое время (текст утерян).
Его ретроспективный альбом, заискивающе названный «Ильченко-1». вышел в ТОПе на 25-е место.
Как ни странно, но новые работы «Телевизора» (альбом «Отчуждение»). «Воплей Видоплясова». «Время любить» (альбом «Отдайся, родная») и «Веселых картинок» не вызвали у критиков особого энтузиазма.
Ну, а что же «Кино»? Альбом «Звезда по имени Солнце» нисколько не уступает в хитах "Груше крови". Диск является возвращением Цоя к прежним стилистическим формам: клавишные отошли на второй план, уступив место мягким соло Каспаряна. В целом альбом сделан а софт-роке, чем-то напоминающем «Dire Straits» периода «Brothers in Ars». Исполненная в бодрящем стиле песня «Белые дни» в клавишном обрамлении схожа с «Жизнью на стеклах». Но лучшими песнями альбома язляется концовка — «Печаль» и «Апрель» (плюс, конечно же. широко известная «Звезда по имени Солнце». Эти две композиции по праву станут в один ряд с «Восьмиклассницей», обоими «Бездельниками» и другими «Кнно»- шедеврами.

Таковы в общих чертах акценты. проставленные на основе проведенного опроса. Ясно одно — период ремесленнической работы прошел, наступает пора творчества. И последующие поколения музыкантов не раз вспомнят тех. кто подготовил почву для их деятельности.


Дмитрий СИДОРЕНКОВ.

опубликовано в газете "Комсомолец"
28.03.1990