4х1=0, или новые сказки дяди Федора.

Сказка ложь, да в ней намек. (Народ.)
Будет все хорошо... (Ф.Чистяков, "Сказки".)


Группа "Ноль" хорошо известна нашей и некоторой западной рок-публике. Составившись из ленинградских школьников Федора Чистякова и Алексея Николаева и обретя затем басиста Дмитрия "Монстра" Гусакова, "Ноль" покатился по каменистым рок-н-рольным дорожкам, привлекая к себе внимание баянными пассажами, болезненно-надрывным вокалом и еще множеством всяких примечательностей.

В 1986 году коллектив удачно дебютировал в Ленинградском рок-клубе. Затем были выступления на рок-клубовских фестивалях (в составе тем временем появился гитарист Георгий Стариков), запись альбома "Сказки",гастроли по стране и за рубежом, участие в совместном проекте "Некст стоп рок-н-ролл".

В этом году "Ноль" будет отмечать свое пятилетие. Читателям "Музыкальной студии" наверняка будет небезынтересно узнать о том, чем занималась “Нулевая группа” в ушедшем году и к чему все это привело.

Сказка первая: "Как они потеряли свое имя".

"Ноль" распался" - под таким заголовком появилась минувшим летом передовица во "французской буржуазной" газете "Нувель де Моску". Люди обезумели, в колокол забили... А родина героев, город Ленина, гордо хранила тайну. Слухи же были небезосновательными. Записав в начале года свой третий альбом - под названием "Северное буги", покорив затем просторы ФРГ, Франции и Ирландии, порадовав своим участием в фестивале "Рок! На! Смену!" свердловчан, р.г. "Ноль" прекратила свое существование...

Но куда же ты, разлюбезный читатель? Разве не знаешь ты, что у любой сказки есть счастливый конец? Разве не видишь, что закончилась только присказка? А сказка - будет впереди.

...Лето. Ночь. Ленинград. То не небо заволакивает тучами, то не гром, не ураган средь неба ясного - клокочет и кипит волчья нора - клуб "НЧ/ВЧ" (известная в рок-н-рольных и прочих творческих кругах Ленинграда, организация, "Кузница кадров" ленрока и иного лен-искусства). Далеко разносятся звуки баяна. Скрипят зубами жители соседних домов, в многотысячный раз проклиная злополучное здание. А в нем сегодня сверхурочная работа - репетирует молодой неоперившийся коллектив с загадочным названием "Черные индюки". Под крылом его объединились четверо добрых молодцев: Чистяков с Николаевым из "Ноля" да Фомин с Благовещенским из "Времени любить". Сей проект представлял собой эксперимент Дяди Федора сотоварищи.

- Творчество сейчас носит чисто прикладной характер,- говаривал тогда Чистяков. - Делаем музыкальные коллажи. Только это не просто цитирование - это круче. Своя транскрипция, свое исполнение. Своим остался и звукооператор "Ноля" Ясин Тропилло. Не растеряв дружеских связей с представителями братского коллектива и очень любя при этом море, он так и изобразил творчество сборной:

- Жизнь - море. Мы хватаемся за палку, чтобы не утонуть. Палка - это есть дубасенье.

Долго ли, коротко ли, дубасили- дубасили "Черные Индюки" и в конце лета дебютировали на сцене Ленинградского Дворца Молодежи со свежеаранжированными хитами "Ноля" и рожденными в недавних совместных муках инструментовками. Тут, откуда ни возьмись, на горизонте замаячила выпускаемая "Мелодией" пластинка "Сказки" - с болтами, пушками, колбасой и другими предметами джентельменского набора "Ноля".

- Выход пластинки воспринимается как бред, - рек Федор в ту жаркую пору.- Записан альбом ("Северное буги" - Ю.А.), группа распалась, выступает уже как новая - и тут вдруг "Сказки".

Но скоро сказки сказываются, да не скоро дело делается. Благодаря завораживающе - рекордным темпам работы фирмы "Мелодия" пластинка вышла как раз вовремя - не только будующим родам на посмотренье, но и в ознаменование воссоединения...

Сказка вторая: "На вольных и могучих берегах".

Над землей луна висит. На дороге снег лежит. А в зале ЛДМ идет фестиваль "Аврора-90". На сцене - "Ноль". Старый. По-прежнему молодой. Снова в СССР (слившись в одно целое, коллектив нечаянно забрел на несколько дней в соседний Гамбург). Снова вместе: Чистяков+Стариков+Николаев+Гусаков. Но это уже другой "Ноль" - словно испивший живой воды. И музыка посему иная. И мысли.

-Сейчас делать то, что раньше, уже невозможно, - комментирует события Федор Чистяков. Все прошлое наше творчество было хорошо было в свое время.

По мнению Федора, время скрывания под шапкой - невидимкой пошло команде на пользу: каждый из участников вернулся на прежнюю общую стезю с новыми идеями, со свежими силами. Появились и новые братья по разуму: группа "Два самолета", с которой в музыкальном и духовном отношении у "Ноля" ныне много общего.

...Веселым пирком да и за запись нового материала. А там, глядишь, уже машут с Эйфелевой башни: ребята, мы по вас соскучились, привозите русский рок. (Если бы еще откуда ни возьмись сыпались деньги...).

По Божьему велению, по общему хотению новым полетам "Ноля" дан старт. Как в добрые старые времена кокетничает с баяном гитара, слышен строгий голос барабанов, сосредоточенно бормочет бас.

Рок-н-ролл мертв, а "Ноль" еще нет...

Стоя у Сайгона, я гляжу на небо. Солнце встает над городом Ленина. И я там была, кофе-пиво пила да сказки слушала.


Ю.Агарева

газета “Комсомольская правда”
19 января 1991 года