"АВРОРА" сделала ба-а-бах!

Дремлет притихший северный город. Низкое небо над головой. «Что тебе снится…,». Такое бедному старому крейсеру и не снилось. 21 декабря в Питере отдал концы рождественский фестиваль «Аврора-90».

В период его подготовки громко объявлялось об участии в программе разнокалиберных звезд: «ДДТ», «Аквариума», «Воскресения», «АукцЫона», «Насти», «Наутилуса Помпилиуса», «Апрельского марша»... (Переведи, читатель, дух: никого из них не было. Программа концертов («авроровская» традиция»?) была неясна даже организаторам, нередко группа объявляла о своем (не) участии за несколько минут до выхода на сцену. За кулисами царила полная неразбериха).

Но пробил час, носовое орудие сотрясло воздух и под звуки "Марсельезы" начались трехдневные песни и пляски.

Первой была «9» из Барнаула — один из лидеров движения «Рок периферия». Голопузый солист, являвший собой нечто среднее между Шевчуком и Дюшей Романовым, выдал развесёлые хардёшники о касТрюках и отсутствии бабок.

«ИЛИ» из города-героя Тбилиси доказал, что в солнечной Грузии имеется не только Вахтанг имени группы «Водопад», но и широкополые шляпы, флейты, унылый вокал, а также записи БГ, Майка и «Крематория».

Молодые питерские команды «ТИХО» и «КАМИКАДЗЕ» особых воспоминаний о себе не оставили, в отличие от «НЕЧТО» из Северодвинска: уж очень у тех гитара была ядовито-зеленая. Песни говорили о продолжении традиций Джамбула — что вижу, о том и пою. «НЭП» отработал неожиданно мощно, и хотя новизной их музыка не отличалась, какая классная была подача! (Последствия выездов в Забугорье?)

Следующий участник представился скромно:- «Я—динозавр ленинградского рока». Сергей СТАНКЕВИЧ, участник популярной в начале 70-х группы «Славяне», приехал на фестиваль из Ташкента. Спел. Еще раз подтвердил истину, что смерть динозавров в свое время не была ошибкой истории.

Поторапливая так и не закончившего — по желанию публики — последнюю песню «славянина», на сцену, попыхивая сигареткой и попутно настраивая гитару, вышел молодой человек и в доходчивых выражениях объяснил публике, что ему это все ... (сильно надоело, в переводе С русского экспрессивного). Естественно, нельзя было не узнать РИКОШЕТА.

После краткой политинформации (отставка Шеварднадзе, депутатский съезд и т. д. и т. п.), что ему также очень сильно ... (см. выше), заиграл «ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК». Программа - та же, что была в мае в Свердловске, звук — хуже, впечатление — несколько лучше.

Выступление «КРЕМАТОРИЯ» было одним из лучших на фестивале. Встретили его овацией — так же точно припанкованная молодежь смогла бы хлопать и свистеть разве что «Гражданской обороне». Программа «Крема» стала своео6разной презентацией появившейся в эти дни в питерских магазинах их первой «мелодиевской» пластинки «Живые и мертвые».

Дальше — «ВЫХОД». Изрядно пьяный и беспрестанно (в силу этого?) подпрыгивающий Силя все-таки сумел не уронить планку, поднятую «Кремом». Выход удался, закончив на сей высокой ноте концерт 21 декабря.

Дневной концертный субботник открывался «НЕО-РЕТРО» из Костомукши. Количеству грима на лице клавишника- солиста мог бы позавидовать Пьеро или даже кто-нибудь из ранних «КИСС». Больше отметить было нечего. Следующим выступал барабанщик «Нате!» Сергей НАВЕТНЫЙ с сольной программой, назвавший свою команду по имени коллеги из «Полис» «СТИЛЬ И СТЮАРТЫ КОУПЛЕНДЫ». В ней были музыканты из «Народного ополчения», «Кошкиного дома», «Нате!». Жесткая новая волна была приятным контрастом занудному арт-року выступавшего следом ленинградского «1812 года».

Ростово-на-донские «12 вольт засветили набор полиритмичных песен про любовь к «первой встречной барышне». Потом в неожиданно образовавшееся в программе окно (не приехала «Петля Нестерова»), так же неожиданно ввалились «ПУПКИН И СЫНОВЬЯ» из Хабаровска. Поиграли. Публика заскучала. От выступления новосибирского хардового «НЕБЕСНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА» ей не стало веселей.

Судя по программе томских «БУДНЕЙ ЛЕПРОЗОРИЯ», жизнь у тамошних прокаженных довольно бурная. Особенно веселился трубач шоумен, зачем-то натянувший на голову драный мешок. Закрывал дневной концерт одесско-питерский «КОШКИН ДОМ». Играют хорошо, но — скучно!

В перерыве состоялась пресс-конференция с сопредседателями оргкомитета фестиваля — «рок-дилетантом» Александром Житинским, Андреем БУРЛАКОЙ (журнал «РИО») и примкнувшим к ним Рудольфом Стерховым.

«Субботний вечер. И вот опять...» На сцене - стёб-рок-бард-барабанщик из Воронежа «КРАСНЫЙ ОГУРЕЦ». Стёб то есть, но вот остальное — вряд ли.

Следом за ним наши соседи вышли на сцену: челябинский (вернее — копейский) «РЕЗИНОВЫЙ ДЕДУШКА». Молодцы! Сразу видно уральскую закалку. Играли отличный ритм-энд-блюз с хорошим драйвом. Потом осколок «Коллежского асессора» — киевский коллектив «ГОДЗАДВА» очень убедительно доказал свою приверженность идеям интернационализма: пел по-русски, английски и украински, а скрипач наяривал молдавский жок.

Ну какой рок-праздник без скандала? Сашу СОЛОВЬЕВА из Череповца попросту освистали, затопали, захлопали и забросали предметами различной твердости: сборная солянка — компиляция а-ля «Европа», Кузьмин и «Санктъ-Петербург» и не имела никаких шансов. Не в ту оперу попал и питерский «ХРАМ МИРА» - три бывших афганца с акустическими гитарами н песнями на афганские темы. Правда, из уважения, очевидно, к боевому прошлому, зал их выслушал. Но безо всякого энтузиазма.

А тем временем близилась ночь. На сцену начали валиться «звезды», а слушатели — валиться с ног.

Первыми «звездами» стали архангельский «ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ», любимцы питерских панков «ЮГО-ЗАПАД» и «ДВА САМОЛЕТА». «Ю-3» отработали довольно серо, живая магнитофонная легенда с берегов Белого моря доказала, что ее лучше сто раз услышать, чем увидеть (разве что Сергей Богаев показал, как лихо можно обращаться с гитарой всемирно известной фирмы «Урал»). «САМОЛЕТЫ» оригинальностью программы подтвердили, что язык суахили не зря пользуется популярностью как в родном Питере, так и в Восточной Африке.

Потом, несмотря на жесткий ритм рок-эстафеты, неспешно настроился «НОЛЬ». Дядя Федор отыграл пару старых хитов и, игнорируя прозрачные намеки ведущего концерт А.Бурлаки, исполнил еще одну, новую, с оригинальным названием песню «Я люблю тебя» с фонетически-туземным произношением припева.

Баян «Ноля» сменился аккордеоном харьковских «РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ». Из динамикой полился разудалый фолк рок. Некоторые песни группу рискуют через некоторое время стать народными.

После нашего Саши ХОЛКИНА, любимого на невских берегах, который прополз по-партизански на сцену с одной песней, перед публикой появился горячо встреченный аудиторией «ЧАЙФ». Он выступил традиционно хорошо, но его нетрадиционно обломали: ровно в полночь, на середине песни, администрация ЛДМ отключила питание на сцене и дала свет в зале. Крайне недовольная публика отправилась восвояси, а не успевшие даже высохнуть «чайфы» по-хамски были изгнаны из гримерки двумя доблестными охранниками с многозначительными баллончиками наизготовку. Жлобство продолжилось на улице: пронырливая ленинградская тусня забила все места в музыкантском автобусе, так что «чайфам» пришлось добираться до гостиницы своим ходом...

Но вот пришел и последний день. Он, как известно, «трудный самый».

Ленинградцы «ВНЕЗАПНЫЙ СЫЧ» н «ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ» запомнились: первая — интересным низким вокалом, вторая — почти полным его отсутствием. Хорошо воспринялась программа киевской команды «ИВАНОВА ОСЬ», особенно аппетитная композиция «Бублик». Бывшая кировская, а ныне питерская группа «ВИНО», игравшая новую волну в духе Манчестера, отработала просто Отлично, но залом принята были на удивление холодно. Мэй би, это произошло потому, что «винный» лидер Брюс Галтер пел на языке «Битлз» и «Стоунз», который в зале почему-то (странно, не правда ли?) понимали не все.

Терпеливые панки дождались своего часа, а точнее — новосибирских «ПУТТИ». Своим дежурным гимном «Нога в но-, нога в но-, нога в ногу идет народ» они раскачали даже наиболее законсервированную часть зала.

А потом началось магаданское вторжение. Дело шло строго по-нарастающей: сначала отбарабанили — отпанковали «КОНЕЦ, СВЕТА», потом - «МИССИЯ: АНТИЦИКЛОН», хорошо знакомая свердловчанам по концертам летнего фестиваля «Рок! На! Смену!» И в заключение — магаданско-ленинградский «ВОСТОЧНЫЙ СИНДРОМ», нагнавший жуткой смури своими тремя саксофонами. Музыка классная, но больно уж давящая: Господи, неужто мы и вправду так мрачно живем?!

Бардак крепчал, то есть начинался гала-концерт. В нем принимали участие герои фестиваля: «КРЕМАТОРИЙ», «РАЗНЫЕ ЛЮДИ», «СТИЛЬ», "КОШКИН ДОМ», а также группы, попавшие в сей концерт непонятно по каким причинам. К некоторым из них публика правда претензий не имела, но к остальным...

Как всегда ровно, весело и профессионально отработали «ОПАСНЫЕ СОСЕДИ». Выдали ностальгический вздох «МИФЫ», так же профессионально, но старомодно, выступил Сергей ДАНИЛОВ с «КОНТИНЕНТОМ»... СВИНЬЯ развлек публику анекдотами и песнями, одна из которых очень точно отразила обстановку на сцене и за кулисами — «Нравится, не нравится, а со мной не справиться»: Бурлака нервничал, коллективы томились за кулисами в ожидании выхода, а на сцене никто не считался с регламентом... Время двигалось к полуночи.

Получасовую программу закатило «ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ». На этот раз Бердников появился перед публикой в непривычно строгом костюме и белых перчатках. Чувствовалось, что ему хотелось но традиции расстегнуть штаны (пардон — брюки), но статус «Авроры» слегка связывал разгул эмоций .

Минут в 20 двенадцатого сцену занял никому в зале, как оказалось, не нужный, уже пожилой «старейший питерский неформал» и основатель клуба «НЧ/ВЧ» Олег Михайлович СУМАРОКОВ со своим «первые в жизни» музыкальным проектом «ПРЕОБРАЖЕНИЕ». Непомерно растянувшиеся Пушкинские чтения и непонятные композиции, а также окропление зала не по делу из ведра водой, закрыли путь на сцену, стоявшим на старте Сергею РЫЖЕНКО, «НОЛЮ» и группе «КУ-КУ» из Харькова: к полночь снова выключили питание на сцене, а пытавшихся сыграть акустику харьковчан служители ЛДМ и милиция согнали со сцены.

Всё. Приехали. Финал. «Все разошлись по домам», — как поет неувядаемый и не бывший на фестивале БГ.

Ставшее традиционным хамство обслуги и милиции, здорово испортило впечатление от фестиваля. Нет в том вины ни А.Житинского, затеявшего все это действо, ни А.Бурлаки, выкладывавшегося на все сто до последней его минуты. И все же «Аврора-90» еще раз доказала, что не музыкой единой живы фестивали.


В охваченном рок-н-ролльным восстанием Петрограде побывали Юлия Агарева и Дмитрий Карасюк

опубликовано в газете "Рок-хроника" №2(5) Свердловск

1991