Этот альбом — факт истории; абсолютной (в "звездочках") оценке он не подлежит, так что нижеследующее — лишь субъективные наблюдения со стороны.
За некоторыми исключениями, любой аудиорелиз оценивается по трем направлениям, кои суть музыка, текст и (в меньшей степени) внешнее оформление.
В одно целое эти ипостаси рассматриваемой работы группы НОЛЬ объединяет общая тема, неожиданно созвучная концепции знаменитого пинкфлойдовского "The Dark Side Of The Moon": рассмотрение "стрессов и напрягов в нашей жизни" и, вообще, всего того, что сводит людей с ума.
Встречают по обложке; принадлежность альбома группе НОЛЬ подтверждена изображением именно этого коллектива. Похвальная ясность! Запредельно улыбающиеся лица басиста и барабанщика явно диссонируют с унылой фигурой сидящего за оконной решеткой Федора Чистякова. Но действующие лица, подобно песням на этой кассете, расположены достаточно симметрично.
Обрамляют альбом, служа альфой и омегой, вещи, почти радостные и оптимистичные, но ежели в первой герой просто не берет в голову своя неприятности и недостатки, то в "Прости, Что Не Верил" он уже находит твердую жизненную основу, видит свет. Так или иначе, эти песни обозначают собой начальную и конечную стадии некого психологического процесса, целиком представляемого в виде синусоиды.
Предшествует "обретению веры" и следует за первоначальным эмоциональным всплеском период уныния, обусловленный вначале неприятными явлениями общественной жизни ("Мажорище" — песня, не совсем новая даже для 1992 г., но не просто сохраняющая, а даже увеличивающая актуальность по мере разрастания пропастей между различными социальными группами), а перед концом “большого пути" уже более глобальная скорбь по поводу умерщвления природы.
За сознанием творящегося вокруг ужаса я беспредела следует появление чувства беспомощности: герой считает себя втянутым в сводящую с ума игру, представляет себя куклой на нитке, и такие же ощущения предшествуют возникающему в "Русской Экологической" видению близящегося апокалипсиса, но здесь марионетками, “блуждающими биороботами" поумневшему герою кажутся окружающие, и причины их управляемости разнообразней; следует отметить наиболее активное использование нецензурщины именно в этой паре песен.
Произведения, высящиеся посредине альбома, кажутся мне наиболее противоречивыми: герой, с одной стороны, не переживает по поводу окружающих безобразий, не советуя этого и слушателям; "Если возник вдруг серьезный вопрос, сходи в магазин и купи дихлофос, крышку открой и на кнопку нажми, едкой струей направляй себе в нос. Пусть тараканы бегут с чердака, что же поделаешь — жизнь нелегка...". Ему остается только "песни петь" да "е....ся", но, тем не менее, именно эти вещи наиболее энергетически наполненные, яростные и забойные; впрочем, нечувствительность персонажа "Полундры" оказывается временной...
Альбом, несомненно, заслуживает включения в число высших достижений группы НОЛЬ и отечественного панк/фолк рока. Нельзя сказать, что он безупречен, но ведь отшлифованностъ настораживает, а ее в последнем опусе Чистякова сотоварищи недостаточно, чтобы обездушить, но все же хватает, чтоб сделать его музыкально качественным. Являясь чрезвычайно интересным и со стороны слова, и в плане заключенных в звуке художественных образов, он еще долго будет сохранять свое значение.
Шитя ВАРАПОВ
НОЛЬ Сказки Manchester Files (МС)
Помните: 1989 год. Перестройка, гласность и маршал Язов. Колбаса по десять сорок. Есть рок-клуб, есть рок-коллегия. Группы растут как грибы (ох уж эти грибы). На "Мелодии" перестройка проявляется, как нигде, ярко, но не будем об этом. Нас интересует старый, давно исчезнувший из магазинов диск НОЛЯ “Сказки" с совершенно идиотской статейкой на желто-синеньком конверте.
Ныне мы имеем этот альбом на МС: Manchester Files сочли возможным переиздать его в полном варианте. Запись абсолютно идентична винилу. Аннотация также перепечатана без изменений, и мы читаем: высокое исполнительское мастерство членов группы говорит о том, что... "ведущие в тупик отношения полов знакомы музыкантам не понаслышке". Усекли? Я не передергиваю — я завидую логике автора статьи (а скорее всего, редактора). Зато оригинальная обложка "манчестерских" кассет будет даже покрасивее, чем конверт диска, а распечатка текстов — вообще замечательный факт. Диск весьма концептуален я — не смейтесь — академичен. Высокое мастерство музыкантов не только о чем-то там говорит, оно говорит само за себя.
Еще в бытность свою тропилловским пионером, во время "Музыки Драчевых Напильников" (1986), Дядя Федор умел мыслить не песнями, но альбомами. Три года спусти это проявилось в полный рост. Пятнадцатиминутное действо ("Как Оно Есть" — "Сказка О Колбасе") не склеено из кусков, а затейливо сплетено от начала до конца то бишь, до колбаски "десять сорок палка". "Легкая Эротика", где Федор поет с Е.Вишней, представляет собой классический вокальный канон, плавно переходящий в диско. Текст этой песни особенно рекомендуется слушать пятнадцатилетним девочкам. “Танго” радует своим оптимизмом ("Потом аминазина съели: здоровый дух в здоровом теле"), а "Пушки — В Зад!" — своим безусловно полезным призывом к разоружению.
После того, как пушки засунуты и гранаты взорваны (догадываетесь — где?), на кассете, в виде утешения, следует тема "Будет Все Хорошо", в паузе же звучит обрывок некой песни, не вошедшей ни на винил, ни на МС. Досадно, ну, да ладно. Подождем появления резиновых носителей.
НОЛЬ Северное Буги Manchester Files (МС)
Альбом был записан в том же 1989 году и выпущен в 90-м. (О политической обстановке см. выше). Музыкальная фактура и звук альбома, в общем, напоминают “Сказки": ведь ни состав группы, ни звукорежиссер не менялись. Здесь тоже много превосходных песен. Дядя Федор продолжает автобиографическую тему: например, тоскует о потерянном имени (подобно лирическому герою другой группы, который "стал предателем").
Причиной потери стала глубокая личная трагедия ("в подвал затащили меня и раздели девчонки"). Тема "Деньги" представляет малоэстетичный, но захватывающий способ получения таковых. "Жизнь" имеет философский рефрен "водки нальюсь... водки" и классическое boogie в середине.
Неизвестно чья народная песня "Любовь" дала бы фору любому Титомиру. Вспоминаются стихи аналогичного жанра: "Сидела ворона на дуба, клевала свой собственный нога". Но это так, к слову... Не поймите меня правильно, но пора кончать За дальнейшими впечатлениями обращайтесь в рок-магазины. Купив замечательные альбомы Дяди Федора и его группы, вы однозначно сделаете правильный выбор.
Александр Егоров
опубликовано в газете "RockFuzz" #28
декабрь 1995 г.