Дядя Федор (Чистяков) консуматор,или «Восставший из ада-10»
12 апреля, в День Космонавтики, зрители московского ДК им. Горбунова стали свидетелями единственного концерта «восставшего из недр концертного небытия» экс-лидера питерской группы «Ноль» Федора Чистякова. Как вы, наверное, догадались, речь идет об авторе бессмертных произведений «Иду, курю», «Человек и кошка», «Песня о настоящем индейце» и др.
Рок-н-ролльное расп…дяйство, непомерное употребление наркотиков и алкоголя в свое время привели Федора Чистякова сначала в СИЗО (он пытался зарезать девушку ножом), а затем- в психушку. Вырвавшись из адова круга «исправительных учреждений», музыкант, по словам общавшихся с ним людей, преобразился и перешел на благочестивый образ жизни. В этом ему помогли вовремя подвернувшиеся члены секты «Свидетели Иеговы».
Дядя Федор стал распространять богоугодную литературу, активно посещать семинары «иеговистов», короче говоря, углубился в постижение библейских заповедей. Говорят, он настолько вошел в новый имидж, что пресекал на корню любые разговоры о возвращении к музыкальной деятельности. Около двух лет лидер «нулевой группы» вел затворнический образ жизни, не подпускал к себе журналистов и общался исключительно с членами семьи и братьями-«иеговистами». Затем что-то случилось в мозжечке Федора Чистякова, и он постепенно вернулся к музыке. То, что он натворил за последнее время, вылилось в целый экспериментальный альбом «Когда проснется Бах», изданный фирмой «Фили». Из представленных девяти композиций на диске только две песни, остальные семь- инструментальные вещи, и свои, и чистяковское переосмысление творческого наследия «Иоганна Себастьяныча».
Свой концерт в Горбушке дядя Федор (ему помогали гитарист, басист, балалаечник и ударник- «оркестр электрического фольклора») начал именно с прелюдии Баха, затем напел что-то невнятное из своего классического репертуара. Народ, раззадоренный чистяковскими переборами на баяне, требовал «Индейца» или про «Человека и Кошку». Вняв просьбам беснующегося партера, Чистяков исполнил эту песню, однако припев немного видоизменил: «…не поможет порошок, доктор не спасет». Затем прозвучали народные шлягеры «Темная ночь», «Снегопад», «Старый клен». Каково было разочарование поклонников, когда, отпев и отыграв минут сорок, музыкант представил аккомпанировавших ему товарищей и решил проститься. «Бисировали» слишком отчаянно, поэтому Чистяков вернулся к своему стульчику на сцене, спел еще одну песню и снова простился. И вновь публика осталась неудовлетворенной, Чистякова опять вызвали на «бис». На этот раз он сыграл инструменталку и, вставая, сказал: «До свидания. Если вы думаете, что я шучу, то вы ошибаетесь…»
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Чистяковский концерт, по сути, носил характер консумации. Для непосвященных поясняю: это когда вы приходите в бар снять девочку и к вам подсаживается сексапильная мадемуазель, в глазах которой застыл томный призыв. Она затевает с вами беседу, раскручивает вас на всякие коктейли и угощения. Вы щедро платите в надежде на то, что отымете ее за это. Однако, как только вы начинаете приступать к решительным действиям, вам выкатят счет, а соблазнявшая вас девица отойдет в сторону. Нереализованное сексуальное вожделение тут же сублимируется у вас в чувство обиды и злости. Так и в этот раз. Вряд ли дядя Федор думал, что народ пришел послушать его трактовку Баха. Публика шла именно за старыми песнями «Ноля», однако им предложили совершенно другое меню. И подумалось мне: либо дядя Федор схалтурил, либо окончательно двинулся умом.