Надтреснутый

В клубе Art Garbage выступал бывший солист группы Ноль Федор Чистяков

Биография Федора Чистякова (в прошлом Дяди Федора) соблазнительно легко укладывается в рамки многократно описанных стереотипов. Стереотип первый: школьник, писавший неплохие песенки, стал невероятно популярен после первой же записи, слава вскружила ему голову, начал пить, употреблять наркотики и всячески саморазрушаться. Окончательно дошел до ручки и пырнул в 92-м ножом какую-то женщину, за что угодил на несколько месяцев в Кресты , а затем в психушку. Там-то ему и вправили мозги, он успокоился, раскаялся, начал читать Библию и стал на путь праведника. Отказался от прошлого и живет себе чист душою.

Другой стереотип: был классным парнем, создал знаменитую группу Ноль . Ну да, пил, употреблял, зато уже почти десять лет радиостанции крутят его песни, написанные еще до возникновения коммерческого вещания. Его старые CD продаются до сих пор и еще бог знает сколько будут продаваться. А что до покушения на убийство - да, пырнул ножом, но не кого попало, а содержательницу жуткого притона, притом совершенно сознательно, с целью избавить мир от этой гадины. Даже судья был на его стороне. А теперь крыша поехала - попал в секту Свидетели Иеговы , выбрал себе жену оттуда и стал играть и петь что-то уму непостижимое. Федор Чистяков - лишь тень Дяди Федора.

Вряд ли какая-то из этих схем реально отражает то, что произошло с Чистяковым. Сейчас это тихий, спокойный человек с неподвижным лицом. В прошлое заглядывать не любит. Впрочем, в будущее тоже. Исполняет, не глядя в зал, песни из советских детских фильмов и композиции по Бармалею Чуковского. Если раньше, во времена Ноля , обожал ернически вставить в песню кусок из советской эстрады, то теперь делает ровно наоборот - песню про сказочный цветок венчает проигрыш из Led Zeppelin. К аплодисментам равнодушен. Абсолютно трезв. Не курит, наркотики не употребляет. Поет очень тихо, еще тише говорит.

Как бы ни открещивался Чистяков от своего прошлого, оно все еще с ним. Если бы когда-то Чистяков не написал Человека и кошку и Индейца , зал едва ли был бы полон. Зрители с мобильными телефонами и концептуальными бородами пришли поглазеть на нового Чистякова. Они радостно аплодировали, когда Чистяков исполнял Бармалея , думая, что тот дурачится, что это такой высшего полета стеб. Однако в немногочисленных интервью Чистяков упрямо повторяет, что детские песни он пишет на полном серьезе - для своих детей. А вообще он любит играть Баха на баяне и даже записал целый альбом. А к рокенролу (как он его называет) возвращаться не собирается.

Неизвестно, как долго еще будет жить интерес к Чистякову как к бывшему Дяде Федору. Сам он не может не понимать, что нельзя долго удержать внимание, возя себя как заморское чудо в клетке. Новые песни (детские стихи, блюзовая основа) бестселлерами не станут. И тогда, возможно, снова придется идти на завод, где Чистяков собирал электропатроны после психушки.

В конце 80-х его любили за потрясающее чувство юмора, за веселье и невероятную энергию песен. Любили все - от немытых панков до лощеных эстетов. Сейчас, хотя Федор утверждает, что обрел покой и счастье, выглядит он очень печальным. Ему тридцать три. Будущее неопределенно. Прошлое ужасно. Он пытается жить так, как представляется интересным в данный момент, - без долгих планов. Иегова ему в помощь.


Святослав Бирюлин

публиковано в газете "Время новостей"
12.07.2000г