СЭКОНД-ХЕНД

Обзор избранных концертов недели

14 МАРТА в 23.00 в клубе "Китайский летчик Джао Да" выступит Федор Чистяков, некогда солист легендарной группы "Ноль". Прямой аналог "Ноля" на Западе - разухабистые ирландские пропойцы The Pogues, чей диковатый фолк-панк одинаково восхищает и сурового рабочего в баре, и рафинированного дублинского интеллектуала. Чистяков и его старая, 80-х годов, банда учинили в России примерно то же - "Иду.Курю", "Песню о настоящем индейце", а также наркоманически-загробную балладу "Человек и кошка" - горланили абсолютно все. Позже, в темную эпоху начала девяностых, Чистяков переусердствовал с грибами, чуть не зарезал чем-то не угодившую ему женщину ("колдунья" - объяснял он), попал в психушку, долго отлеживался и ничего не пел. По возвращении "на эстраду" его постигла та же печальная напасть, что и английского барда Кэта Стивенса, советского поэта Станислава Красовицкого, а также всевозможных американских боксеров и баскетболистов - Чистяков обратился и проклял свои прежние творения. Теперь он свидетель Иеговы, поет под неизменный баян нечто вполне строгое и постное, ничего мало-мальски напоминающего прежние, отчаянно-гениальные выкрики на его новых альбомах нет. Одно название его "камбэка" - "Когда проснется Бах" - уже заслуживает соответствующей телепередачи на старом советском общеобразовательном канале. Однако сходить посмотреть на покаявшегося безобразника, возможно, стоит - тем, кто никогда не видел его раньше.

А вот еще одни любители следить новыми сапогами на месте былых подвигов - "Машина времени" и "Воскресенье" - играют вместе в Кремле 18 марта в 19.00. Хождение на концерты этих недурных, но изрядно поднадоевших еще 15 лет назад групп может иметь лишь один смысл - церемониальный. Наподобие посещения бани телевизионным Женей Лукашиным или заповедной горы патриархом дзэн-буддизма. Если есть еще на свете такие, кто никогда не слышал вживую ни "Вот новый поворот", ни "По дороге разочарований", настоятельно рекомендую отправиться в Кремль - эти штуки будут посильнее и постарше, чем Царь-пушка и Царь-колокол.

17 марта в 19.00 в ДК Горбунова Борис Борисович Гребенщиков играет программу "Стоп-машина" - по названию одной из песен нового альбома "Пси". Нынешний "Аквариум" на концертах играет довольно мягкую, в меру засэмплированную музыку, БГ в компании Бутусова и еще нескольких guest stars заканчивает запись еще одной пластинки - на этот раз на стихи своего старинного друга и одноклассника, поэта-абсурдиста Анатолия "Джорджа" Гуницкого, автора доброй половины текстов "Треугольника" и многих других бессмысленных в самом лучшем смысле слова стихотворений. Главную прелесть столичных концертов Гребенщикова составляют нелепые, но трогательные разговоры с публикой, а также совсем не отрепетированные, но замечательные своим неожиданным появлением в программе очень старые песни. В тот же день, 17 марта, в клубе "Шестнадцать тонн" в 22.00 состоится очередное выступление группы "Сплин". В клубном формате этот модный ансамбль смотрится наиболее убедительно - ничто не напоминает о большом и неприятном позоре, который приключился с творцами песни про "Орбит без сахара" в "Лужниках" два года назад, когда настырные русские менеджеры пропихнули "Сплин" разогревать Rolling Stones. Об этом концерте (в смысле концерте "Сплина", а не Stones) очевидцы предпочитают не вспоминать. В обыденной жизни А. Васильев и его группа пользуются стабильным успехом, называются рок-музыкантами, а их последние вещи, по их собственным утверждениям, наполнены аллюзиями на Бродского, Прокофьева, etc. Мои соболезнования любителям вышеозначенных персон.


опубликовано в газете "Сегодня"
13.03.2000