Концерт Федора Чистякова в Центральном Доме художника показал, что музыкант стремится заполнить
вакуум, возникший после смерти Курехина.
"Настоящему индейцу завсегда везде ништяк", "Доктор едет-едет сквозь снежную равнину, порошок
волшебный людям он везет" - фразы, ставшие практически народными, принадлежат питерскому баянисту
Федору Чистякову. Его группа "Ноль", возникнув в середине перестроечных 80-х, поразила многих:
солист с "гармошкой" наперевес, открытый гортанный звук - и высокий профессионализм выпускника
музыкальной школы Чистякова, несмотря на вовсе не располагающую к мастерству околопанковую эстетику.
В песнях чистяковского "Ноля" мир советских коммуналок-богемных и просто жилых - выражен, пожалуй,
в самой рафинированной форме. Но наркотический контекст - как неизбежное следствие всей этой, по
Тимуру Кибирову, "достоевщинки родной" - стал частью собственного опыта Чистякова. Впрочем, "кто из
наших музыкантов не Моррисон сам по себе? " - печально иронизировал о "волшебно-порошковом" периоде
лидера "Ноля" один из рок-журналов.
"Достоевщинка" кончилась в начале 90-х, когда Федор попал в тюрьму за попытку убийства подруги.
Выйдя через два года, он не стал корчить из себя ни панк-героя вроде Сида Вишиза - у которого все же
получилось зарезать свою любимую женщину и благополучно скончаться от "дури" самому, - ни
приблатненного шансонье. Чистяков долго не брал в руки баян; затем собрал "Ноль", сыграл знаменитый
концерт в ДК имени Ленсовета. Концерт тот многих озадачил: Федор играл больше новую инструментальную
музыку, которую приходилось слушать, а старых песен спел всего пару. Да еще надругавшись над
собственным текстом: "Доктор НЕ приедет..." "Федя, приедет! Приедет! " - кричали обескураженные
фанаты старого "Ноля". Но Чистяков был неумолим: "Не поможет порошок, доктор не спасет". Он понял
это на собственной шкуре.
Как ни страшно звучит, тюрьма "пошла ему немало к украшенью". Музыкант полностью отказался от
наркотиков, пришел к "Свидетелям Иеговы" - и к новой музыке: Баху, Альбинони, Пьяццоле... "Ноль"
распался. Федор завел себе проект "Зеленая комната", с которым играет совсем другое и по-другому -
менее жестко, еще более профессионально, но все так же выкладываясь на концертах и записях.
Последний концерт в Доме художника на Крымском валу показал: Чистяков близок к тому, чтобы заполнить
лакуну, образовавшуюся в питерском "круге" российской музыкальной культуры после смерти гениального
Сергея Курехина. То же безупречное владение своим инструментом - нынешний "герой" Чистякова Астор
Пьяццола в некоторых моментах просто превзойден - и собственным голосом как инструментом. Такое же
синтетическое переосмысление пластов культуры - от кантри-блюза и "Пинк Флойд" до русской народной и
советской массовой песни Богословского и Чичкова. Впрочем, здесь есть небольшое отличие: Курехин в
своих "Поп-механиках" всегда исходил от сценического перформансо, Чистяков и его "Зеленая комната" -
наоборот, от чисто музыкального исполнения , вещи разные, хоть и называются одинаково.
Но главное "несовпадение" - с трагическим финалом пути Курехина - будем надеяться, уже состоялось.
Федор, если можно выразиться, "свое уже помер"; доктор с порошком волшебным действительно больше не
приедет. Теперь ему ничего не остается, как жить - нам на радость.
Юрий Васильев
опубликовано в газете "Время MN" 17.06.2000
Купить духовные книги список всех интернет магазинов православных книг otdom.ru.