"АЛИСА" И "НОЛЬ".
(воспоминания о 5-м Рок-фестивале)


Воспоминания постаревшего подростка

Мемуар N6

Эпизод 3

День третий, день четвертый (дневной концерт). 5-6 июня 1987 года.

Всем привет! С вами снова Алексей Полковник. С новым вторником вас! А лето-то тю-тю... Как и не было. Помните, чем уральская зима отличается от уральского лета? Зимой житель Урала ходит в застегнутой телогрейке, а летом - в расстегнутой. У нас, конечно, значительно теплее, чем на Урале, но недолго. В конце лета хорошо собраться в теплой компании и поделиться друг с другом, кто куда не съездил. Лично я этим летом не съездил в Испанию, США и Санкт-Петербург. В общем-то и во многие другие места не попал, но в эти три особенно. Хотя с Питером попроще: благодаря прошлым многочисленным посещениям этого города я могу силой воображения перенестись туда, как в пространстве, так и во времени. А заодно и продолжить свои мемуары.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ, точнее, вечер фестиваля открывала группа "Буратино". Сказать о них совершенно нечего. Память не сохранила даже крохотного обрывка. Тем более что к третьему дню мы уже совсем освоились в Питере (кстати, утро для меня началось обильным завтраком и крепким чаем в исполнении бабушки братьев Лушиных. Сами братья спозаранку разбежались по своим учебам), досконально изучили все близлежащие к ЛДМ места, откуда пиво течет, и пришли на концерт в благодушном, сыто-пьяном настроении.

Следом за "Буратино" выступала группа "Фронт", одна из немногих металлических команд на фестивале. Они повесили на сцене свой задник - на сером фоне слово "Фронт", перевитое колючей проволокой. Фанат металла я небольшой, однако, помню, исправно высидел все выступление.

Зато со следующей команды мы потянулись на волю, то бишь укреплять в организме пивные позиции. И, как оказалось, совершенно зря.

Выступала единственная в программе фестиваля зарубежная группа. Названия ее никто из моих знакомых, побывавших на V фестивале Лен-рок-клуба, не помнит. (Я спрашивал.) Была она то ли из Польши, то ли из Финляндии (там в программе возникли некоторые изменения), но суть не в этом. Все наши музыканты, отыграв, на чем свет стоит костерили аппаратуру и звукорежиссеров. Мол, на таком звуке играть невозможно и т. д. А эти вышли на сцену и простенько, без затей, показали, что нашим исполнителям до "ихних", пускай даже самых рядышком живущих, еще как российскому футболу до бразильского.

Но гвоздем третьего фестивального дня была, конечно же, "Алиса". По-моему, именно тогда на сцене и в атрибутике музыкантов появился их нынешний логотип - название "Алиса" с буквами "а" в виде кроваво-красных звезд. Кинчев метался по сцене в черном плаще с красным подбоем. Это уже было настоящее зрелище, практически профессиональное шоу. Народ ревел и колбасился (мы тогда и слова-то такого не знали) изо всех сил. А какая была программа! Почти все песни с вышедшего впоследствии альбома "Блок Ада" и вошедшие в золотую коллекцию русского рок-н-ролла. "Красное на черном", "Время менять имена", "Эй ты, там, на том берегу", "Воздух"... - почти все мы слышали впервые. Ну и, естественно, старые хиты просто взорвали публику, в том числе и хрестоматийная "Мы вместе". (Жюри присудило "Алисе" специальный приз "за единство".) На том и завершился день третий.

НАЧИНАЯ с четвертого дня концертов стало по два - дневной и вечерний. Причем вечерний начинался в 20.00, а дневной аж в 13.00, что диктовало довольно раннее утреннее вставание. Состав участников дневных концертов отнюдь не настраивал их пропускать.

Программу 6 июля открывала группа "Нате" - коллектив, созданный Святославом Задерием, покинувшим "Алису". Между прочим, "Алиса" - это вообще прозвище Задерия. А приглашенный в 1985-м вокалист Константин Кинчев (Панфилов) занял лидерские позиции несколько позже. (Получилось нечто похожее на народную сказку "Заячья избушка".)

Ведущий вышел на сцену и сказал примерно следующее: "Сегодня, когда все вокруг только и кричат: "Дай! Дай!", нашлись люди, которые говорят: "Нате!" То, что исполняла его группа, Слава Задерий сам окрестил "секс-энд-роллом". Музыка, тексты и телодвижения в значительной степени этому определению соответствовали.

Вторыми были "Игры". Их программа по содержанию не сильно отличалась от выступления на открытии сезона в конце 1986 года. (О нем я писал в "Мемуаре N 1".) "Новая гитарная волна" - в полный рост.

"АукцЫон" появился вслед за "Играми". Они показали великолепную программу "В Багдаде все спокойно". (В одном из прошлых номеров я допустил неточность, сообщив, что Сергей Рогожин покинул "АукцЫон" перед фестивалем. Он ушел сразу после него. И еще. Буква "Ы" в названии группы тоже появилась несколько позже.) К привычному составу участников добавился еще один шоумен - Владимир Веселкин. Если Олег Гаркуша со своей длинной нескладной фигурой выписывал на сцене совершенно невообразимые кренделя, порой напоминавшие "пляску святого Витта", то Веселкин был полным антиподом. Тут присутствовала серьезная балетная школа, при этом Володя очень любил взбираться на разнообразные сценические конструкции и танцевать там. (Частенько срывался с большой высоты, падал на пол, в зал, однажды рухнул в оркестровую яму. И всегда как с гуся вода!) . Зал принял "АукцЫон" с неизменным восторгом. Хотя никакой очень модной в ту пору текстовой "крутости" у них не было. (Добавлю, что лидер "АукцЫона" Леня Федоров и по сей день считает "Багдад" самой лучшей программой и альбомом.)

Завершал дневной концерт "Ноль". Детище Федора Чистякова, который первым вытащил на рок-сцену баян. Феде в 87-м было 18 (!) лет, а его хиты, в частности "Коммунальную квартиру", знала вся страна, точнее, та ее часть, которая слушала родной рок-н-ролл.

Фестивальную программу "Ноля" составляли песни с альбомов "Музыка драчевых напильников" и "Сказки". "Школа жизни", "Песня о колбасе", "Инвалид нулевой группы" не по-детски будоражили зал. Дядя Федор очень экспансивно пел и играл на баяне, кроме него на сцене присутствовали барабанщик и басист. А песня "Доктор Хайдер" просто произвела фурор. (Она была признана жюри одной из лучших композиций фестиваля. Вместе с "Легендой" ("Кино"), "Поколением дворников" ("Аквариум") и др. Был тогда в Штатах такой дяденька, больной на всю голову. Так он поставил палатку возле Белого дома и давай голодать за разоружение. А у нас о нем ежедневно сообщали в программе "Время": состояние здоровья, настроение и т. д. Как про космонавта или генсека. Ну вот, Федя и написал песню: мол, "услышали мы радостную весть - доктор Хайдер снова начал есть!" - и очень всех повеселил.

На этой радостной вести позвольте мне завершить на сегодня дозволенные речи. Если соберетесь заниматься лечебным голоданием, не забывайте о грани, после которой оно лечебным быть перестает, а, наоборот, становится летальным. А я ненадолго прощаюсь с вами. До встречи в очередной "толстушке" и на частоте "Русского Радио" в Нижнем" 102, 9 FM. Остаюсь вечно ваш друг Алексей Полковник. Пока.


Алексей Полковник

опубликовано в газете "Нижегородский рабочий"
27.08.2002