Федор Чистяков: "Я вырос на этой культуре".

Федор, в альбоме "Ондатр" звучат песни не только целиком тобой написанные, но есть и песни на стихи Уолтера де Ла Мэра. Их достаточно много.

Да, их четыре в этом альбоме.

Любопытно, что Наиль Кадыров, который теперь с тобой сотрудничает - хотя, как ты знаешь, и не только с тобой - он также сочинил песни на стихи Уолтера де Ла Мэра. И другие музыканты тоже использовали его стихи. Так что просто какое-то поветрие охватило некоторых рокеров.

Да, я знаю, что в Москве целую пластинку записали на эту стихи. И Наиль тоже сделал цикл песен.

Что же тебя привлекло в его поэзии?

Его стихи Я даже не знаю, с чем их можно сравнить, но они похожи на такие басни, только, может быть, в отличие от крыловских басен У Крылова басня, а потом в конце мораль.

Да, конечно.

А здесь такие рассказы, которые сами по себе очень поучительные, и вроде бы они такие ну, наверное, это относится к разряду детских стихов, потому что там, в основном, про каких-то животных истории или про каких-то сказочных персонажей, но, тем не менее, многие моменты и многие ситуации они совершенно не детские и, кроме того, получилось, что эти стихи очень хорошо ложатся на музыку, и из них получаются очень яркие песни.

Был период в твоей жизни, когда ты вообще не занимался музыкой. И ты ведь тогда считал, и даже когда опять стал играть и уже записал альбом "Когда проснется Бах", а потом и другие пластинки, что рок-н-ролл, рок-музыка связаны с безнравственностью, с другими негативными моментами. С пьянством, например.

Ну, в большинстве случаев это так и есть, и, может быть, тогда мне было трудно отделить одно от другого. Но, продолжая работать дальше, я как-то разделил для себя эти вещи и понял, что возможно все-таки заниматься музыкой и при этом оставить все остальное.

И не быть при этом погруженным в болото пороков.

Ну да, и я думаю, что существуют, например, западные музыканты - но это большие профессионалы, и они очень серьезно работают, и к тому же многие из них в таком почтенном возрасте, и они, однако, в хорошей форме. Это показывает, что они тоже работают над собой. Я недавно побывал на концерте Манфреда Манна и, насколько я могу себе представить, там все к годам пятидесяти приближается. И на меня очень сильное впечатление произвело то, как люди работают и насколько все точно, четко и целенаправленно. Сложно описывать в словах музыку.

Да, сложно, конечно. А вот я время от времени этим занимаюсь. Подожди, а что ты имел в виду, когда сказал, что у Манфреда Манна годам к пятидесяти все приближается? Кого ты конкретно в виду имел?

Сам Манфред Манн. Сколько он играет? С шестьдесят...

Ему гораздо больше пятидесяти.

Ну да. Я так, приблизительную цифру назвал. И еще там был первый гитарист этой группы и вокалист. Он тоже уже такого же примерно возраста.

Я помню, что прежде у тебя был определенный интерес к музыке группы "The Shadows".

Да, у меня был такой интерес, и наконец-то случилось, что я смог купить пластинку МП-3 со сборником почти всех альбомов этой группы и смог свой интерес удовлетворить в значительной степени.

Еще мне помнится, что у тебя опять же в прежние времена был интерес к творчеству Тома Уэйтса, а потом этот интерес как-то немножко пропал. С чем это связано и как ты воспринимаешь творчество того же Тома Уэйтса теперь?

Если говорить о том, почему он понравился тогда, то тогда ну, витала какая-то идея русского рока, что нужно его как-то создать, своя музыка, что ли и когда я услышал пластинку Тома Уэйтса "Swordfishtrombones", там, где первая песня "Underground", то просто очень долго смеялся, когда услышал эту запись впервые. То есть, ясно, что опытные музыканты, но создают они впечатление, что это какой-то уличный оркестр, где люди то ли играть не умеют и какое-то звучание очень специфическое, такая неформальность - все это очень привлекало. Конечно, сейчас мне, может быть, в меньшей степени это интересно, но некоторые песни мне по-прежнему нравятся.

Мне и тем, кто давно знаком с твоим музыкальным творчеством, понятно, на кого прежде была сориентирована твоя музыка. А вот теперь? На какую аудиторию ты сейчас ориентируешься?

Мне трудно сейчас говорить о том, что я вот именно ориентируюсь на какую-то аудиторию. Наверное, я делаю такую музыку и такие песни ну, прежде всего это то, что меня затрагивает, и то, что мне нравится. Мне трудно сказать, чтобы я вот определенно на кого-то ориентировался.

Да я и не имею в виду какую-то социальную прослойку. Просто вот раньше был круг посетителей рок-клуба. Но со временем все стало меняться, да и аудитория стала меняться, да и музыка, впрочем.

Ну, наверное, это все-таки рок-музыка - то, чем я занимаюсь. Раньше, во времена рок-клуба, я тоже не могу сказать, что я на кого-то ориентировался, просто я в этом как-то жил, в этом варился, и все это получалось совершенно естественно.

Но и сейчас ты продолжил это "варение".

Я ведь вырос на этой культуре, поэтому и слышно, по сути дела, откуда взяты те ходы или эти ноты, или ритмы.

Твой альбом "Ондатр" очень мне понравился, но интересно, когда может появиться твоя новая пластинка? Идет ли над ней работа или пока ты к этой работе не приступал?

Я пока что к работе над новым альбомом не приступал, я пока отдыхаю от работы над "Ондатром", это была большая работа, она совершалась в течении года, и я думаю,что нет смысла делать альбом, который будет более легким.


Анатолий Гуницкий

опубликовано на сайте ROCKMUSIC.RU
26.12.2003