Ондатр.

Дядя Федор Чистяков - персонаж в русском роке практически былинный. Сначала был явным Иваном-дураком с редкой способностью писать рок-песни с таким хитовым зарядом, что попса в тоске уезжает «чесать» по периферии. Затем стал фигурой трагической: плененный в «дурке» рок-музыкант - образ, фигурирующий во многих песнях. Теперь же те из его поклонников, что не покинули в трудную минуту, наблюдают медленный, эволюционный выход из кризиса и обретение дядей Федором нового творческого лица.

«Ондатр» - концептуальный альбом, исполненный в виде детской сказки. На авансцене пляшут медведь, ондатр, мышь мужеского полу Длиннохвост и глупый барашек. Тем не менее звери переживают человеческие эмоции и страсти. Ондатр оказывается «полицейским» леса, Длиннохвост оборачивается едва ли не сказочным принцем, а песня о медведе в спячке - один сплошной психоделический монолог об опустошении и смерти. То есть все по-взрослому.

Не думайте, что дядя Федор снова мрачен и неприветлив. С юмором у него ничуть не хуже, чем раньше, лирика дается без труда («Цвет моей мечты» - одна из самых красивых песен про любовь в русском роке последних лет), а главное - дядя Федор снова без устали экспериментирует с музыкой, проливая на слушателей то поток джазовых гармоний, то баянные раскаты, то минималистически оформленные фразы. Так что если кто-нибудь вам скажет, что «Ондатр» - лучший за долгое время альбом Федора Чистякова, имейте в виду: он знает, что говорит.


Илья Соловьев

опубликовано в журнале "ОМ" №12
2003