"Ноль". Переиздания.

Переиздано в лучшем виде - пересведено, оформлено в виде диджипэков, снабжено бонус-треками творческое наследие ныне несуществующего питерского ансамбля "Ноль". В продаже, таким образом, имеются выпущенные фирмой "Отделение 'Выход'" альбомы "Песня о безответной любви к Родине", "Полундра", "Северное буги", "Сказки" и даже сборник неизданных, малоизвестных и вообще непонятно откуда взявшихся вещей "Созрела дурь". Пока что не дошел до слушателя обновленный вариант диска "Музыка драчевых напильников", но и он, сообщают ответственные за переиздания, уже на подходе и скоро будет доступен для приобретения всеми желающими. Таким образом, подведен итог семилетней истории одной из самых популярных групп в России - истории, которая закончилась помещением в октябре 1992года лидера "Ноля" Федора Чистякова в следственный изолятор "Кресты" за нанесение тяжких телесных повреждений своей подруге Ирине N. и его же последующим направлением на принудительное лечение в психиатрическую больницу имени Скворцова-Степанова.

Для каких-нибудь угрюмых подвальных маргиналов такой ход событий был бы не то чтобы нормален, но не слишком удивителен, а с "Нолем" все смотрится несколько по-другому. Вся страна ведь напевала и, кажется, продолжает время от времени напевать "Иду. Курю", "Песню о настоящем индейце", "Человек и кошка" и прочие "нулевые" хиты. А господин Чистяков, вместо того чтобы прорасти из подвалов сначала во Дворцы культуры, а потом на стадионы, прошел через все возможные рокерские неприятности, после чего вернулся и стал играть на баяне Баха и битловскую "Across The Universe" с таким лицом, как будто ничего и не было.

На самом-то деле все было, a налета пыли на этих очень не новых записях почти что не заметно. В шестнадцать лет Федору Чистякову и его коллегам было плевать на любые условности. Так появился баян в виде основного солирующего инструмента, так записались песни, простые, как школьный юмор, отчаянные, как жизнь в рабочих районах, откуда были родом музыканты, ни на что вообще не похожие, так что настоящим русским роком только их-то и можно назвать. Песен ведь на самом деле очень много, и совсем не все из них являются хитами общего пользования, да и те не совсем то, чем они кажутся.

Самая доступная пластинка - это "Песня о безответной любви к Родине", на которой собрались все главные хиты с фирменным настроением задумчивого раздолбайства. А до и после этого бестселлера встречаются и совсем другие вещи, которые писались явно не от хорошей жизни. "Мне не место в этом мире", к примеру,- тут как-то совсем не шуточек. Еще, конечно, до сих пор не может не поражать глубина музыкального мышления Федора Чистякова, которое куда больше, чем простая замена гитары на баян. Если у "Воплей Видоплясова" такой ход был все-таки просто музыкальным аттракционом, то в случае "Ноля" получился, как сказано на титульной странице сайта группы, "русский рок, бессмысленный и беспощадный".


Юрий Яроцкий

опубликовано в газете "Коммерсантъ" №72 (2675)
http://kommersant.ru/doc/378882
24.04.2003