Если подойти к музыканту Чистякову с известной долей цинизма, то музыканта Чистякова можно дома не застать. Скажут, что, мол, да, был такой, да вот уж лет десять назад как помер, благополучно стал легендой и нечувствительно квартирует в чужих сердцах. Блистательный закат группы «Ноль», душевная болезнь ее лидера как воздаяние за психопатическую проникновенность чистяковской лирики того периода и, наконец, тихое сектантство – классические ингредиенты посмертной славы.
Однако ж славный Федор Чистяков незаметно пережил культ имени себя — уже не глыбой русского рока, а как некий биологический объект с приросшим к худым рукам симбионтом-аккордеоном. Получился музыкант вне контекста, освобожденный от липких объятий надрывно-алкогольной субкультуры. Переехав из Питера в русский городок Всеволожск, рафинированный и дезодорированный Чистяков теперь читает и цитирует Библию, и, к удивлению многих, успешно сочетает благочестие с записями-концертами.
А потому с известной долей цинизма к музыканту Чистякову все же лучше не подходить. Невзирая на даже тот странный факт, что в альбоме под названием «Блюз Кубинского Негра» нет практически ничего кубинского или негритянского. Да и классического блюзового, если честно, в нем тоже негусто — слишком уж эстетские и синтетичные у Чистякова аранжировки.
Двенадцать треков, пусть даже объединенные модным названием в духе «Маркшейдер Кунст», в большинстве своем отмечены какой-то вопиющей неактуальностью. Звучанием «Блюз Кубинского Негра» зачастую напоминает не то меланхоличного Чигракова пятилетней давности, не то «Алису» эпохи увлечения Кинчева джазом. Негромким тенорком Чистяков напевает свои отстраненные и, говоря откровенно, довольно вялые тексты.
Перепевами советских песен наши рокеры тоже успели побаловаться давным-давно, проект «Митьковские песни» отгремел и почти уже забылся. И вот теперь Чистяков наяривает «Тихую ночь» или зарубает мощнейший бит-ремикс «…отчего гармонь поет» Пахмутовой. Будто сдает экстерном некий экзамен по собственному музыкальному развитию. Получается у него хорошо.
Переосмысляется и персональное наследие: «нолевская» психоделическая «Ехали по улицам трамваи» была перепета в утонченно-медитативном стиле. И это, пожалуй, единственная песня, где Чистяков в полной мере задействует свой вокальный брэнд — тот самый неповторимый тембр эпохи «Настоящего индейца». Между тем, другая старая песня, «Кислотный дождь», подобной чести отчего-то не удостоилась и оттого очень скучна.
Справедливости ради стоит отметить, что время от времени патриарх оживляется и дарит людям те самые взрывные аккордеонные соло, которые снова в моде и ради которых стоит быть Федором Чистяковым . В целом же классик кабацкого панка, безусловно, оживает от альбома к альбому. И ежели вдруг он оживет окончательно, да отринет от себя свидетелей Иеговы, то заносчивым алкоголикам из «Ленинграда» может и не поздоровиться.
Петр Лохов ака Petroo
опубликовано на сайте sqd.ru http://sqd.ru/music/blues/bljuz_kubinskogo_negra