Последний на сегодняшний день альбом Федора Чистякова «Ондатр» вышел осенью прошлого года. Его презентация состоялась в Центральный Дом Художника (Москва) в конце прошлого года.
Сейчас, увы, имя Федора Чистякова широкому слушателю мало о чем говорит. В лучшем случае кто-то вспомнит песни «Иду, курю» и «Песня о настоящем индейце» некогда популярной группы «Ноль». Но «Ноль» окончательно прекратил свое существование еще в 1998-м, а Федор активно занимается сольным творчеством. И творчество это непохоже на то, что он делал в составе «Ноля». Федор много экспериментирует и не боится на своих альбомах соединять, казалось бы, на первый взгляд несовместимые вещи. И надо отдать должное, получается у него это органично, интересно и с присущим только ему драйвом. Взять хотя бы альбом 2001 года «Бармалей Инк». Все его песни написаны на стихи для детей К. Чуковского, Э. Успенского, Л. Кэрролла, Г. Кружкова и др. Удивительно веселая, светлая музыка, которая интересна и взрослым. Если бы я сейчас был ребенком, альбом оставил бы в моей душе такой же след, как когда-то оставила пластинка «Бременские музыканты».
«Ондатр» - еще один шаг Федора вперед. Федор стал больше петь (на его первых альбомах в основном присутствовали инструментальные композиции). Ну и самое главное отличие заключается в музыке и аранжировках. После вступления «Интрондатр» идет титульная композиция, которая решена весьма оригинально: на запоминающуюся мелодическую основу Федор практически рэпом начитывает отвязный текст. Присутствует виолончель и хоровые подпевки, довершают дело электронные эффекты. Далее следует эмоциональная песня «Медведь», для текста которой Федор использовал статью из журнала «Пробудитесь!». Последующие композиции выдержаны в более спокойном, лирическом ключе и несколько уступают первым двум по части драйва. Как мне кажется, они слишком продуманы, и возможно поэтому им не хватает живости и непосредственности.
Несмотря на перевес двух первых вещей, альбом воспринимается цельно. Помимо профессионального владения инструментами (что для музыкантов такого уровня естественно), хочу отметить работу звукоинженеров. Материал записан и сведен просто великолепно.
Недавно я побывал на концерте Ф. Чистякова в «Клубе на Брестской» (Москва). Вместе с ним сейчас играют И. Рудик – клавиши, Ю. Николаев – ударные, Н. Кадыров – бас. Хотя в основном упор делался на материал «Ондатра» и «Бармалей Инк», прозвучали несколько песен с двух первых сольников Федора. Как и должно быть у музыкантов высокого класса, живое исполнение песен отличалось в лучшую сторону от их студийных версий. Находясь в зале, буквально после двух-трех песен начинаешь физически ощущать положительную энергетику этой музыки и харизму солиста. Он периодически вставал со стула и, не переставая играть на баяне, лихо отплясывал. (Вообще баян воспринимается как продолжение Федора.) Музыкант вытворял с баяном что-то невообразимое, извлекая из него фантастические звуки. Помнится, в тот момент мне пришла в голову аналогия с Джерри Ли Льюисом.
К сожалению, единственная возможность услышать новые песни Федора – это поехать на его концерт в Москву, т.к. ни на радио, ни на ТВ сейчас его практически не крутят. Нас обложили со всех сторон. «Русское радио», «Европа +» и иже с ними методично, изо дня в день втюхивают людям свой «продукт». И такая блокада пострашнее советской цензуры, потому что исполнителю, чье творчество находиться вне формата радиостанций, нет ни малейшего шанса пробиться к слушателю. А я уверен: крутили бы Чистякова по радио и хотя бы в специализированных программах на ТВ, круг его поклонников был бы намного шире.
Виталий Максименко
опубликовано на сайте tektonika.ru
http://old.tektonika.ru/rec_07.jsp