Что ты ни делай, а при первом взгляде на Федора Чистякова, даже раскрашенного негром, все равно вспоминается расхристанный "хиппи" из группы "Ноль", одной из самых удалых и по-смертельному весёлых русских рок-групп. Надо ли говорить, кто со времён "Ноля" музыка Чистякова сильно изменилась? Это не вопрос, это факт, в основании которого лежат уже несколько пластинок пост-нулевого периода.
Очередная из них, как мне кажется, в наибольшей степени демонстрирует цельность нового Чистякова как автора и как исполнителя. Здесь есть и свои новые песни, и каверы - но все это подчинено тихому уравновешенному настроению, за которым лишь иногда, полунамёком проглядывает сила и дикость норова, бывшего фирменным знаком "Ноля" на рубеже 80-х и 90-х.
Даже "Ехали по улице трамваи", одна из самых "спокойных" песен старого "Ноля" преобразилась здесь в новом ключе. Раньше за похоронным маршем гремящих на стыках городских машин лирический герой Чистякова наблюдал с обочины, с поребрика, теперь - из тишины парка, что по дороге к кладбищу, из=за едва покрывшихся майским зеленым пухом ветвей северных деревьев.
Преобразилась и "Тёмная ночь" (да, та самая: "Только ветер гудит в проводах..."), из которой Чистяков натурально сделал блюз, возможно более "негритянской", чем все остальные блюзы на пластинке.Синтез русской окопной степной тоски с тоской "кубинской" можно посчитать, как минимум, интересным, хотя, увы, не очень удачным.
О, нет! Я не готов присоединиться к хору плачущих о старом "Ноле" и покручивающим пальцем виска при упоминании новых работ Федора Чистякова. Чистяков "Ноля" и Чистяков пост-"Ноля" - два разных человека, оба достойной аллеи славы русского рок-н-ролла.
Просто бывают более и менее удачные песни. Бывало такое во времена "Ноля", есть и сейчас. Таланту тоже бывает надобно отдохнуть. Но сам по себе талант Федора Чистякова неоспорим, и даже его "отдых" покруче будет творческих вершин практически любой группы из безликого радиоформатного поколения.
Безусловный хит номер один, главный "кубинский" блюз пластинки - далёкий от традиционной тропической тематики "Кислотный дождь".
Это наше до дна колодца, до корней сожжённых химической краской волос, до зуда нагуталиненной кожи - как в негра ни рядись, а душа воет на язызе родных осин. А о том, что мы потеряли с началом эпохи "кислотных дождей", напоминает обработка старого советской поп-шедевра "Старый клён" (см. кинофильм "Девчата" 1961 года) - куда более бережная и адекватная обработка, нежели в случае с "Тёмной ночью".
Слушать вечером, слушать ночью, слушать днём... Неважно. Слушать и умиротворяться, И все-таки содрогаться иногда. На стыках.
журнал 2004г.