Федор Чистяков — автор народных хитов «Песня о настоящем индейце», «Человек и кошка», «Иду курю». В последние годы о Дяде Федоре, как музыканта называют друзья, чаще слышно в связи с различными его «эскападами». Но недавно он выпустил новый альбом — «Блюз кубинского негра». Часто дает концерты в обеих столицах. Просто времена изменились: представители «ленинградского рока» и рока вообще отодвинулись куда-то на периферию индустрии развлечений.
— Нравятся происходящие в стране перемены?
— Кое в чем мне это нравится, кое в чем мне это удобно. Мы живем в более свободном обществе, где существует свобода слова, свобода совести. Благодаря этому я, например, могу открыто исповедовать свою религию, что при советском строе было невозможно. С другой стороны, мир становится более развращенным, циничным и безнравственным.
— Чем он более циничен, чем десять лет назад?
— Ну, например, такие вещи, как гомосексуализм, наркомания, преступность… Они в законе. Девушки, когда говорят о будущей профессии, рассказывают, что мечтают стать проститутками. Что-то с головой тут происходит… Ориентиры. Кумиры.
— Кумиры какие?
— Подают хорошие примеры. В кавычках.
— Вы, наверное, не «Фабрику звезд» имеете в виду?
— Могу вам сейчас показать кое-что из Библии, написано две тысячи лет назад…
— Однако и в эпоху Христа в храме торговали, а он, как известно, изгонял торговцев из храма…
— Да, но сегодня люди хвалятся своими пороками. Даже не пытаются их скрывать. Это другая стадия, согласитесь.
— Они сами называют это отсутствием комплексов, внутренней свободой. Может, они правы?
— Я считаю, что прав Бог.
— Не либеральные ли ценности тут виноваты? Ведь это общество дает свободу выпускать разные диски, покупать разные диски, слушать их, но дает при этом приоритет материальных ценностей. Деньги, деньги, деньги…
— Да, сегодня многие люди открыто говорят: деньги — мой Бог.
— Нет ностальгии по временам ленинградского Рок-клуба?
— Тогда Рок-клуб играл существенную роль, сегодня действительно времена изменились. Рок-клуб содержал идею рок-революции, что ли… Ну, она произошла. На сегодняшний день рок-музыку играют в увеселительных заведениях, барах, куда люди приходят есть. И там никому не нужны революции.
— Почему левый радикализм вдруг вошел в моду в современной России?
— Я религиозный человек. Я прочитал в Библии, что Царство Бога положит конец всем — и левым, и правым, и черным, и красным. Точные сроки, когда оно наступит, в Писании не указаны. Но, судя по тому, что происходит в мире, произойдет это скоро. А вообще музыкальные инструменты и звуки, которыми я пользуюсь, музыкальные формы, которые я использую, думаю, не являются собственностью левых радикалов.
— Можно ли нынешнее поколение молодых назвать потерянным?
— А есть какое-то найденное поколение? Если найти найденное, то можно сказать, есть ли потерянное.
— Как вам впервые пришла в голову мысль играть рок-н-ролл на баяне?
— В детстве я учился играть в музыкальной школе на баяне. По сути, баян — мой инструмент. Когда я стал немножко постарше, то стал учиться играть на гитаре, мне нравилась современная музыка, мне было интересно играть рок-музыку. А потом я попал в студию к Андрею Тропилло. Там мы вместе с группой «Ноль» и записали первый альбом. Даже нельзя сказать, что вместе с группой «Ноль», собственно, именно тогда группа «Ноль» и появилась. Это было в 85-м году. До того у меня была пара песен, которые я играл на баяне. Но это как-то в виде исключения все было. В основном я играл на гитаре. Андрей Тропилло, когда меня услышал, сказал, что обязательно надо вот именно так — на баяне — рок-н-ролл играть. И следующую программу я сознательно ориентировал на баян.
— Хотелось бы, чтобы вы развеяли туман мифов…
— В целом… скажу так: секс, наркотики, рок-н-ролл довели меня до полного сумасшествия. В результате я сделал нехорошее дело. За что и пострадал.
— Что произошло?
— Я пытался убить человека.
— Потом у вас был другой период?
— До Библии, до 92-го, нет, даже до 94-го года, рок-н-ролл был для меня самым главным в жизни. Когда я освободился, я стал изучать Библию. Я перестал употреблять наркотики, я перестал исполнять песни, которые посвящены этому, — «Песня о настоящем индейце», «Человек и кошка», «Иду курю». А с 97-го года я попробовал начать новую музыкальную карьеру.
— Как вам клубная система, которая возникла в последние пять—восемь лет? Уютно вы себя в ней чувствуете?
— С тех пор, как я узнал о Боге, мне трудно чувствовать себя уютно где-либо в этом мире. Да плохо в этой жизни вообще! Люди изобретают атомные бомбы, убивают друг друга, кругом происходит несправедливость. Что тут может быть хорошего? Есть какие-то теплые местечки, где, подобно тараканам, все скучиваются. Радует, что слово Бога доступно многим людям почти на всех языках.
— Что вы думаете о том, что, скажем, миллионы буддистов на планете верят в совершенно другое?
— Я считаю, что все они имеют право на существование.
ДОСЬЕ
Федор ЧИСТЯКОВ родился 28 декабря 1967 г. в Ленинграде.Осенью 1985 г. состоялось его знакомство с небезызвестным Андреем Тропилло, который в то время вел кружок звукозаписи в Доме юного техника на ул. Панфилова. Был записан альбом «Музыка драчевых напильников» (первый альбом «Ноля»). 26 декабря 1986 г. — первое выступление в ленинградском Рок-клубе. 1987—1992 гг. — период наиболее активной творческой деятельности «Ноля» и Дяди Федора: гастроли, в том числе и зарубежные, запись альбомов.8 октября 1992 г. за нанесение тяжких телесных повреждений Ирине N. на Федора заведено уголовное дело и его заключают в следственный изолятор «Кресты». В августе 93-го Чистяков был направлен на лечение в психиатрическую больницу им. Скворцова-Степанова. В сентябре 1994 г. Федор выходит из больницы и практически сразу же становится членом религиозной организации «Свидетели Иеговы».
беседовал Владислав КОРНЕЙЧУК
опубликовано в "Политическом журнале" №38
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=54&tek=2416&issue=72