"БЛЮЗ КУБИНСКОГО НЕГРА" СЫГРАЛИ НА БАЯНЕ

Фёдор Чистяков известен в музыкальных кругах своей неординарностью - как в профессиональном, так и в личном плане. Лидер группы "Ноль", входящей в плеяду таких легенд русского рока, как "ДДТ", "Алиса", "Наутилус" и "Аукцыон", всегда держался несколько отстраненно от рок-тусовки.

Профессиональный баянист Чистяков показал публике и музыкальным критикам, что рок можно играть не только на гитаре. Группа, состоящая из баяниста, барабанщика и бас-гитариста - это уже свежо и оригинально. Добавить к этому замысловатые аранжировки, полушутливые тексты, с иронией рассказывающие о жизни городской молодежи, и стиль, соединивший блюз, городской шансон и народные мелодии, - и получится "Ноль".

Коллектив был создан Федором Чистяковым и его одноклассниками в 1985 году, когда всем им было по шестнадцать лет. А дебютное выступление "Ноля", в первый состав которого помимо Чистякова вошли Алексей Николаев и Дмитрий Гусаков, состоялось в декабре 1986 года на сцене ленинградского Рок-клуба. Хотя всем сразу запомнился неподражаемый стиль группы, первый альбом "Ноля" получил успех только в узких кругах питерского андеграунда.

Настоящая популярность пришла с появлением второй пластинки, одноименной с коллективом. С тех пор участники "Ноля" активно гастролировали, принимали участие во многих фестивалях и работали в студии над новым материалом. К 1991 году в их творческом багаже были уже три талантливых альбома и народное признание. Однако музыкантов не обошла обратная сторона популярности. Шумные вечеринки, алкоголь и наркотики стали постоянными спутниками "Ноля". Богемный образ жизни Федора Чистякова едва не стал причиной трагедии.

После концерта в честь дня рождения Джона Леннона музыканты решили устроить вечеринку. Вернувшись домой, Чистяков, находясь в нетрезвом состоянии, чуть не убил свою подругу Ирину. За нанесение тяжких телесных повреждений его заключили в следственный изолятор "Кресты". Раскаявшись в содеянном, в изоляторе Чистяков пишет "Поэму", в которой пытается объяснить свой поступок. Неизвестно, послужила ли причиной эта книга, но суд признал Чистякова невменяемым и отправил в психиатрическую клинику, из которой он вышел только через год.

На этом история не заканчивается. Выписавшись из клиники, музыкант попал под влияние секты "Свидетели Иеговы". Чистяков впоследствии утверждал, что именно благодаря членам секты наконец обрел долгожданный душевный покой. Несмотря на уговоры бывших коллег, он не захотел возвращаться в "Ноль" и занялся сольным творчеством. В 1997 году вышел альбом Федора Чистякова "Когда проснется Бах", интересный, но не имеющий ничего общего с его ранним творчеством.

А на следующий год настойчивые дружеские уговоры возымели действие: Чистяков решил воссоздать "Ноль". Музыканты приступили к репетициям и через некоторое время провели серию концертов по России. На одном из последних выступлений "Ноля" посчастливилось побывать и мне. Тогда в зале ДК им. Горбунова я убедилась, что гипотеза о сумасшествии гениев подтверждается на практике. Федор Чистяков танцевал с баяном по сцене, орал на музыкантов, два раза уходил за кулисы прямо во время песни, а под конец исполнил соло на балалайке. Однако весь этот фарс проходил с таким надрывом, что зал на протяжении всего выступления завороженно наблюдал за перемещениями вокалиста, подпевал любимым песням и дружно аплодировал. Впечатлила и виртуозная игра Чистякова на баяне. Его талант наравне с небольшим помешательством (или большой эмоциональностью?) не оставляет сомнений.

После серии концертов в 1998 году Федор Чистяков окончательно покинул группу "Ноль" и приступил к созданию собственного проекта. Так появилась "Зеленая комната" - коллектив единомышленников, способный воплотить самые смелые идеи Чистякова, композитора и аранжировщика.

На прошлой неделе в ЦДХ состоялась презентация нового диска Федора Чистякова, названного "Блюз кубинского негра". Эта пластинка включает авторские композиции и аранжировки старых советских песен. Чистяков, как всегда, не побоялся смешать блюз, советскую патетику, лиризм музыки тридцатых годов и бразильские народные мелодии. На презентации диска музыканты исполнили материал с нового альбома, а затем, к удовольствию собравшихся, любимые всеми хиты "Ноля". На разогреве выступил аккордеонист Владимир Данилин, один из самых талантливых российских джазовых музыкантов. А затем на сцену вышел Федор Чистяков - танцевал в обнимку с баяном, исполняя "Блюз кубинского негра".


Мария Соколова

опубликовано в "Парламентской газете"№96
http://old.pnp.ru/archive/14683044.html

28.05.04