- Извиняюсь за беспокойство, обращаюсь к Вам вот по какому вопросу. Мы с друзьями собираем материалы для книги о группе "Ноль". В книгу войдет, помимо истории группы, интервью музыкантов и их друзей, наиболее интересные статьи из прессы и т.п. На сегодняшний день мы собрали около 200 статей, но все равно, информации не хватает. Можно Вас попросить поделиться с нами воспоминаниями о том, как зарождалась группа, а также о вашем сегодняшнем творчестве. Я переписываюсь с Дмитрием Гусаковым, но, к сожалению, он очень много уже не помнит, особенно о раннем периоде. Вся собранная нами информация выложена на фанатском сайте "История НОЛЯ"(www.nolhistory.narod.ru). Будем очень благодарны за любую помощь. Кроме этого, мы планируем собрать (в виде интернет-альбома) кавер-версии песен Ноля. Я читал в прессе, что в репертуаре Вашей группы "Самые неприятные кавалеры" есть кавер на "Говнорок". Можно Вас попросить выслать нам эту песню (в формате mp3) в Вашем исполнении для трибьюта.
- Конечно можно все. Но:
У СНК существует версия (слово кавер здесь не уместно) песни «Лица» (все-таки я ее автор). Если Вас устраивает mp3 - вышлю.
Теперь о книге. Спрашивайте - отвечу, а вот о специальных воспоминаниях, это вряд ли. Дело в том, что я сам вот уже три года занимаюсь тем же самым. Конечно, мы с Вами не конкуренты, да и допишу я все это свое безобразие нескоро, но все-таки. Надеюсь, Вы меня поймете правильно. А во всем остальном помогу чем смогу. Пишите.
- "Лица" присылайте обязательно, это будет просто круто. Я, сколько ни рылся в интернете, нашел только одну Вашу (СНК) песню, на сайте какого то фестиваля (или "Нашествие", или "Окна"), "Рок-н-ролл". Теперь о книге. Собственно говоря, я не писатель и никаких книг писать не умею. Все, что мой движет, это старая любовь к музыке Ноля, который я впервые услышал еще в 1987 году, кассету мне презентовал приятель из Питера, там был записан концерт в рок-клубе. Никакого желания лицезреть свое имя на обложке не имею, просто я люблю эту музыку и мне хочется узнать самому и восстановить для интересующихся (которых немало, поверьте)всю историю группы, которая пришлась на очень интересное время. Да и история похожа на детектив. Я предлагал написать книгу о Ноле Александру Кушниру, который написал "100 магнитоальбомов русского рока", но он отказался, так как уже пять лет ничего не пишет и только обещал подбросить материалов из самиздатовской прессы. Поэтому я с радостью помогу Вам в написании Вашей книги, можете пользоваться материалами с сайта.
На сайте www.nol.spb.ru ваше участие в истории группы отражено в одной строчке "...К Феде и Алексею присоединяется еще один их одноклассник - Анатолий Платонов (Люля), группа берет себе название "СКРЭП" ("scrap" - отходы) и записывает одноименный альбом." Происходит это в 1984 году, а до этого Николс с Федором играют вместе с 1982. Как же все-таки произошло образование группы?
- Леха и Федя учились в 532 школе Ленинграда в одном классе, если я не ошибаюсь, с шестого класса. Класса с восьмого они вдвоем начали записывать свои песни у Лехи дома, (у него тогда был бобинный магнитофон «Маяк» (по тем временам роскошь), а вскоре и у Феди появился магнитофон, кажется, «Ростов». Федя приносил его к Лешке, и они делали записи методом наложения. О том, чем они тогда занимались, говорит цитата из Фединого дневника тех лет: «Сегодня был неудачный день, записали только полдиска».
Песни писали как Лешка, так и Федя. При этом Леха ударялся в патетику:
"Почему я не уверен,
что увижу солнце завтра,
что вокруг еще взгляну я,
как сейчас я буду петь.
Почему я жить обязан,
вечно думая о смерти,
почему помочь нельзя мне
и приходится терпеть".
Федя же, как чукча, писал песни так: что вижу, о том и пою:
"Я лечу на велосипеде
прямо мордой об асфальт".
Познакомился я с ними, когда пришел в эту же школу в тот же класс, в девятый. Я тогда увлекался Обэриутами (Хармсом, Олейниковым, Введенским), а потому писал песни несколько абсурдистского толка:
"Стань на миг зеленой массой,
ощути давленье тела,
перед очередью в кассу
растекись по стенке белой".
При этом у нас всех были разные музыкальные вкусы: Федя обожал Deep Purple, Николс Pink Floyd и Dio, а я плотно сидел на Джерри Ли Льюисе и Биле Хейли. Вот из всего этого и родился Скрэп.
-Где и на чем писался "СКРЭП"?
- Записывался альбом дома у Феди. Его мама тогда лежала в больнице, поэтому никто нам не мешал. Всю технику перетащили к нему, у каких-то знакомых понабрали микрофоны, насобирали коробки из-под обуви в качестве барабанов. Вот, собственно, и все.
- Судя по записи, основным вокалистом тогда был Николс. А Вы - основным автором. Так ли это, как распределялись роли в коллективе.
- По большому счету, авторство песен того периода установить довольно трудно. Музыкальные идеи по большей части были Лешкины, аранжировки (если это слово здесь уместно) Федины, а тексты мои. Каждый занимался тем, что лучше всего умел. Как-никак у Феди было музыкальное образование (музыкальная школа по классу баяна), у Лехи музыкального образования не было вообще, а у меня лишь четыре класса муз.школы.
Основным вокалистом был Леха . его голос оказался самым мощным, почти как у Дио, как нам тогда казалось. Федя в ту пору петь вообще стеснялся (как Джим Мориссон), а мой голос казался всем слишком противным. А по большому счету, специального распределения ролей не было.
- Существуют ли еще какие то ранние записи, помимо зафиксированных в альбоме.
- Записей было огромное количество, но, к сожалению, все они не сохранились.
- На кассете со "СКРЭПом" стоит логотип "Неуловимый Джо русского рока". Откуда эта фраза?
- Термин этот, как ни странно, принадлежит Олегу Ковриге. Помните анекдот про неуловимого Джо? Кому он, на хрен, нужен. Вот и музыку, которая «никому на хрен не нужна», то есть не попсу, я считаю, нужно издавать нынче под этим лэйблом.
- Как получилось, что вы ушли из группы? И чем занимались в тот период?
- Монстр сменил меня на посту бас-гитариста по одной простой причине: басистом он был куда более профессиональным, нежели я. Тем более что со своим нестандартным образом он прекрасно вписался в группу, да и парнем оказался отличным.
После ухода из «Ноля» я продолжал писать песни, некоторые из них попали в «Ноль», некоторые я пел сам, записывал с Игорем Луневым (ныне группа «Бубенцы») и Колей «Джа» Титовым. К счастью, все эти записи благополучно канули в Лету.
- Как был записан альбом "Бредя", откуда такое название?
- Альбом «Бредя» записывался в период, когда Федя сидел в Крестах. Просто у Лехи и у меня накопились песни, которые хотелось бы зафиксировать на пленке. По большому счету, это не альбом, а просто несколько записанных песен. Лешка предложил назвать все это «В бреду», но в итоге мы сошлись на «Бредя», дескать, с одной стороны, в бреду, а с другой - на перепутье. Куда хочешь, туда и ставь ударение.
- Чем вы занимались после записи "Бредя", когда была создана группа "Самые НК", почему она так называется?
- Идея создания группы «Самые НК» принадлежит не мне, а нашему барабанщику Толику Журавлеву, человеку, между прочим, весьма заслуженному. Как-то мы встретились с ним на улице, и он предложил сделать мои песни. Мы пригласили басиста Володю Фролова, игравшего еще с Олегом Мурром и гитариста Валеру Кобушко из группы Корпус-2. Название же взято из аннотации к альбому Александра Ливера «Картонные песенки»: «И когда в зале отзвучала музыка рок, даже самые неприятные кавалеры отваживаются пригласить девушку в общагу». Мне кажется, что в этом названии заключена вся суть наших песен: мы ненавидим то, что сегодня называется рок-музыкой, а потому себя к рок-музыке не причисляем. Да и песни у нас по большей части все издевательские. Злые мы стали с возрастом. Как-никак мне уж 37.
- Сколько у СНК альбомов, где издавались?
- На сегодняшний день у СНК три альбома:
«Кто здесь?» . концерт в Манхэттене 2001 года (к счастью, не издан) «Правда, мы будем всегда?» . студийный альбом 2003 года (издан в 2003 году под лейблом «Неуловимый Джо русского рока» на кассетах) «Зоопарк последнего века» . Концертно-студийный альбом 2005 года (надеюсь, выйдет в конце осени под тем же лейблом на CD)
Еще существует альбом 1999 года «С тех пор, как я не люблю» (он издан на кассетах под тем же лейблом в 2000 году). По большому счету, это не альбом какой-то группы, а мой сольный, хотя в записи мне помогали и Лешка, и Федя, и Вовка Кожекин, и еще много хороших музыкантов.
- Общаетесь ли вы с бывшими коллегами по группе?
- С бывшими коллегами общаюсь, со всеми в хороших отношениях. Да и чего нам быть в плохих отношениях . Все они прекрасные люди, даже несмотря на Федины нынешние религиозные взгляды. У каждого могут быть свои тараканы в голове.
- Когда созрела идея написать книгу, какой период в ней будет описан?
- Написать книгу я решил давно и пишу ее вот уже лет пять. Дело в том, что Ноль - это не только Федор Чистяков, как почему-то считается. Ноль - это продукт коллективного творчества, и Лешкин вклад, вклад Монстра, Гошин вклад в группу ничуть не меньше, а то и больше, чем Федин. Собственно, об этом изначально я и собирался писать. Но в итоге все получилось не так, книга получается даже не о Ноле, а вообще о том времени, о клубе НЧ/ВЧ, о группах, которые в этом клубе обитали, об Олеге Михайловиче Сумарокове, о Коле Фомине, о Силе, о Свинье, да и вообще о нашей раздолбайской жизни в то время: о квартирниках, пьянках, травке, грибах, девках, пластинках. Так что не о Ноле эта книга. Да, наверное, это и к лучшему.
- Ваше мнение о следе, который Ноль оставил в истории русского рока.
- След Ноля? Не мне об этом судить. В моей жизни - да, а уж в истории? Надеюсь, этот след чище, чем след, например, от ДДТ или от БГ. Честнее.
- Как вы думаете, стоит ли ставить точку в истории группы "Ноль"?
- …..
P.S. Теперь о песне «Лица». Эта песня была записана СНК к альбому «Правда, мы будем всегда?» (кстати, название альбома взято из сказок Сергея Козлова про Ежика и медвежонка). Но в альбом не вошла, потому как не нравится мне, какой она получилась. Поэтому, может, я лучше пришлю Вам песню «Остров любви» из альбома «С тех пор, как я не люблю»? Там, кстати, и Николс играет на гитаре.