Самая полная и настоящая история группы "Ноль",
рассказанная Дмитрием Гусаковым!
- Привет, Дмитрий! Ну что, начнем с самого начала?
- Привет! Должен сказать, что я вообще не очень все помню про те далекие времена. Так что расскажу что смогу.
- Ты дебютировал как бас-гитарист в 1986 году у Ильи Семкина в группе «Цветные сны», группа квартировалась в Охтинском доме пионеров. И там ты повстречал Федора и Николса, которые пытались писаться у Тропилло и искали себе бас-гитариста. Бас-гитара (Диамант) у них была своя, что в те времена было редкостью.
- Нет, я дебютировал как бас-гитарист в школьном ансамбле, классе в 8-ом, т.е. это был 1981 год. Одно из названий, которое я помню, было “Medium”. На барабанах у нас играл Миша Атласов, который потом появлялся на некоторых альбомах Ильи Семкина. Параллельно я играл в ансамбле Дома пионеров Калининского района, руководил которым Алексей Анатольевич Матусов, участник первого состава "Санкт-Петербурга", позднее игравший в группе "Зенит" (см. www.rock-n-roll.ru). Состав ансамбля постоянно менялся. В разное время участниками были Миша Николаев, известный по «Препинакам», Татьяна Ларина, в 1998 году выпустившая альбом «Несколько странная история», Юрий Елифтерьев, автор-исполнитель и звукорежиссер. Позже, в 9 классе, наш школьный ансамбль изменил состав и стал называться «Вымысел». На гитаре у нас играл Олег Мочалов, позже игравший в группе Бори Чистого «Набережная Лимпопо». Мы сделали кучу домашних записей и стали искать место, где можно было бы записаться получше. Лидер нашей группы Юра Корнак каким-то образом узнал о студии Тропиллы в Доме юношеского творчества на Охте, где мы и записали 8 песен. Было это все, видимо, году в 1985. К этому времени у меня уже была своя бас-гитара, тот самый «Диамант», купленный мне родителями за 380 р. в Доме радио и музыки на Гражданском проспекте.
- Когда вы объединились, то сначала играли хард-рок, а пел Николс. А на барабанах играл другой человек (кто?).
- Во время записи в студии у Тропиллы я и познакомился с Федей и Николсом. Они как раз начали записывать «Музыку драчевых напильников» и я им одолжил на запись свой бас. Некоторое время спустя они предложили мне влиться в их коллектив. Репетировали мы в той же студии Тропиллы. Играли вещи с «Музыки…», где некоторые песни действительно хард-роковые и исполняются Николсом (см. альбом). В это время Феде сочинил «Коммунальные квартиры» и «Инвалида». До меня на басу с Федей и Николсом играл Толя Платонов, известный по SCRAP’у и текстам песен для Ноля. Позже он создал группу «Самые неприятные кавалеры». Играл ли кто-нибудь на барабанах до Николса -не знаю.
- Дмитрий, ты извини, что я иногда ошибаюсь. Дело в том, что очень много несостыковок в статьях о Ноле. Про твое участие в группе «Цветные сны» написано у Бурлаки на www.rock-n-roll.ru.
- Илья Семкин на самом деле мой сосед, а познакомились в Доме пионеров у Матусова. С его группой Цветные сны я только репетировал, и всего несколько раз. До выступлений так и не дошло. Хотя, возможно, они потом и выступали в электричестве где-то. Не помню. Вообще Семкину как-то не везло с группой - музыканты были, но почему-то до какой-то кондиции приемлемой дело никогда не доходило. Впоследствии он полностью переключился на сольные выступления, только для записей альбомов привлекая дополнительных музыкантов.У Семкина выходили кассеты, но не под названием "Цветные сны", а под его именем.
- Платонов ушел в армию после записи СКРЭПА. Таким образом, остался дуэт (Федор с Николсом), который писал у Тропиллы «Музыку…», и именно тогда ты с ними и познакомился. Можешь вспомнить поподробнее, как это произошло? «Музыку…» закончили записывать в марте 86, ты указан на альбоме только как владелец бас-гитары, получается, что вы стали вместе репетировать уже после марта 1986.
- Честно говоря, помню все эти перетусовки довольно смутно. А даты вообще никак не отложились в голове. Вообще познакомились во время записи у Тропиллы с группой Вымысел. (это, впрочем, я уже писал).
- Репетиции шли дома у Федора, как соседи на это реагировали?
- У него квартира была расположена на 2 этаже, прямо над подъездом, так что соседей снизу не было. А верхние вроде как номально реагировали. К тому же играли мы довольно тихо.
- «Музыка…» по стилю - в какой то степени хард-рок. Получается, что на момент образования трио Чистяков-Николаев-Гусаков в репертуаре были три песни, которые и образовали неповторимый (и неповторенный никем) «фирменный» нолевский стиль – это «Инвалид», «Квартиры», и в какой то степени «Мы идем пить квас». Однако к первому концерту на репетиционной точке группы «Опасные соседи» в клубе «Юность» (14.12.86)в репертуаре появляются «Болты», «90 градусов», «Уже человек», «Про колбасу». И в интервью журналу «Рокси» Федор говорит, что решили полностью отказаться от хард-рока. Вы понимали, что ваши новые песни - это действительно круто? Когда слушаешь запись выступления в Рок-клубе, создается ощущение, что вы заранее знали, что обречены на успех. Так мощно сыграть, с таким драйвом. Если после вступительного инструментала из зала еще доносятся крики «Рок давай», то после «Болтов» уже стоит только гул восторга и одобрения. Несмотря на косяк с аппаратурой на «Инвалиде» выступление абсолютно не кажется скомканным, и вы начинаете играть песню повторно, без малейшей лажи. Откуда такая сыгранность?
- Про то, что все было круто и про сыгранность могу сказать, что мы играли и придумывали так, чтобы самим интересно было. Это, пожалуй, самое главное. Про внешние проявления особо не задумывались.
- «Школа жизни» была написана в то же время?
- По-моему попозже, когда именно не помню. Но точно не в начальный период. Возможно, что первое ее исполнение было на концерте в Шушарах.
- Какие отношения тогда были между участниками группы, если можно поподробнее о событиях после первого концерта и вступления в рок-клуб.
- Отношения были такие, что мы играли и было очень интересно. События после первого концерта особо не помню. У меня есть список всех наших концертов, я его вывешу как-нибудь на сайте и можно будет посмотреть, что происходило в то время.
- И о твоем тогдашнем сценическом имидже расскажи. Откуда это - полосатая пижама, резиновая шапочка?
- Халат и штаны были сшиты специально одной приятельницей Тропиллы для меня, они до сих пор у меня хранятся. А шапочку и очки темные я сам придумал. На концерте в РК я сначал вышел в кепке, а потом в середине ее снял, и под ней уже была шапочка резиновая.
- По поводу первого выступления в рок-клубе: может что-то вспомнится типа: «Ну все, нас приняли, мы теперь настоящая рок-группа»! Как Вы восприняли, что Вы теперь на равных с «Аквариумом», «Странными играми» и т.п.
- Ну как то вот такой радости от принятия не припомню. Радовались конечно, но крышу не сносило. А то что со всякими нашими питерскими группами на равных, нас как-то не особо пропирало. Николс так вообще на все эти дела и понты клал с прибором. В общем, были поглощены своими внутренними делами. Вообще, главным было то, что нам было очень интересно все играть, сочинять. придумывать. Это затмевало все. В целом, мы были такой несколько закрытой группой, не то чтобы снобистской, а просто мы постоянно что-то обсуждали внутри группы, о чем-то разговаривали сутки напролет, гнали телеги всякие. Все подобрались как-то очень удачно и дополняли друг друга, и настрой мозгов был в общем похожий. Когда позже Гоша к нам присоединился, он сразу же прекрасно вписался в коллектив.
- Может вспомнишь какой нибудь забавный случай, прикол, который с вами случился в то время? Вообще такие моменты обычно запоминаются.
- Про всякие случаи надо подумать, повспоминать.
- Во время репетиций у Федора, Вы играли в акустике или подключали твой бас. Если подключали, то к чему.
- По моему, я включался в магнитофон типа "Астра" или что-то вроде того. Точно не вспомню.
- В интервью «Рокси» Федор говорит: «…после того, как нас "пропесочили" в газете, ко мне подошел преподаватель и доверительным голосом спросил: "Федя, а что вы там за песни поете, проблемные, да?". А когда была первая публикация о «Ноле» в прессе, в какой газете? Может, у тебя сохранились какие либо печатные материалы?
- Все статьи что у меня были, выложены на сайте. Есть правда еще одна, из газеты Ленинградского университета, с рецензией на «Северное буги». Надо будет и ее выложить.
- После вступления в Рок-клуб у вас были первые гастроли : Новгород, Каунас. Кто был организатором этих гастролей, был ли у Вас тогда администратор или директор?
- Кто их организовал совершенно без понятия. Может быть, кто-то это помнит. Уточню. Администратором у нас был сначала Дмитрий Алешин. До нас он работал с "Присутствием", а после нас - с "Детьми". Потом была Света Лосева, известная по работе с "Ночными снайперами".
- Поддерживали Вы какие либо отношения с Тропилло после вступления в Рок-клуб?
- Конечно поддерживали. Как же без Тропиллы! Его племянник, кстати, был нашим звукооператором.
- Какая группа выступала 26.12.86 в один день с вами в Рок-клубе?