Интервью с Алексеем Николаевым (часть 2)
- Здравствуйте, Алексей.
- Здравствуйте.
- Вы мультиинструменталист. Играете практически на всех инструментах,
даже таких экзотических, как варган. А когда вы впервые научились
играть, и на каком музыкальном инструменте?
- Впервые научился в шестом классе, когда обнаружил, что Федор играет на гитаре значительно лучше меня.
И я подумал, что надо обязательно его догнать. И за лето я научился играть довольно прилично, а учителем у
меня был старший приятель. Сначала пытался играть по самоучителю, этюды всякие разучивал, по нотам.
Так сказать, классическую гитару осваивал: позиции, переборы, постановка рук. Но это быстро надоело,
а когда аппликатура аккордов попала в руки - стало все значительно интересней.
- А почему вы решили стать ударником?
- Такая необходимость сложилась. Мы играли в клубе, военно- патриотическом клубе «Красногвардеец».
Он на Охте расположен, довольно знаменитый клуб был «на районе», как тогда говорили. И я, собственно
говоря, на гитаре играл и соло и ритм. Меня спрашивали: Чем вы занимаетесь? – Да вот играю в группе
на сраной гитаре. Это что, какая то особенная гитара? – Нет, обычная.
В общем, я играл на гитаре в группе, и мы исполняли разные песни, в том числе и свои, занимали места
призовые, с авторскими песнями, что мы за мир, против ядерной войны – такого плана были тексты.
Неплохо мы играли таким вот составом, с барабанщиком, которого звали Андрей Агапов, если мне не изменяет
память, и уже бегали к Тропилле с попытками как-то записаться, поскольку все рядом было, в Доме юного техника.
Бегали постоянно к Тропилле, но он нам говорил: «Приходите завтра, приходите послезавтра. Сегодня комиссия,
сегодня БГ пишется, завтра Алиса…» Но мы настойчиво ходили, потому что очень хотели записаться.
Потом барабанщика забрали в армию и я срочно пересел на барабаны, потому что с барабанщиками были проблемы.
На гитаре тогда играл еще один одноклассник, мы его взяли временно. Он неплохо, в принципе, играл и пел.
А потом мы выступали очень весело на новогодней вечеринке, как раз в Доме юного техника, где Тропилло
преподавал уроки звукозаписи. Для преподавателей, ведущих кружки, мы и играли с Федей, довольно лихо,
мне барабаны выставили, малую установку – тройку, а он на баяне. Ходил, танго всякие разыгрывал, живая
акустика, в зале, который напоминал коридор, рекреацией это называлось. Звук был вполне приличный, вот
так и стал я барабанщиком. Не знаю, надо ли так глубоко и подробно рассказывать, но вот тем не менее.
Потом пробовали каких-то других ударников, но Федя жаловался, что у них совсем не то звукоизвлечение.
Мне это конечно льстило, и я продолжал свою «ударниковскую» судьбу.
- Когда вы познакомились с Федором (в каком классе, как это
произошло)и когда вы решили заняться совместным музицированием?
- Федор пришел в пятом классе, и мы как-то на музыке пересеклись. У нас к тому времени уже была своя
группа, она называлась «Сириус». Детская группа, и оно понятно, мы тогда еще в пятом классе учились.
Играли на одной струне на гитарах и по коробкам каким то стучали. Довольно забавно было, ведь сразу
писались на магнитофон, сразу альбом старались записать, в реальном времени, так сказать. Какие то
наложения пытались делать. Потом оказалось, что Федя в музыкальной школе учится, и нам конечно такой
человек необходим был в коллективе, который хоть как то с музыкой знаком не понаслышке. И не понаслушке.
И я на эту тему с ним пересекся, говорю, не хочешь ли у нас в группе поиграть? Он говорит, да, хочу.
Потом мы с ним что-то стали делать совместно, и мне пришлось всю мою банду разогнать, потому что надо
было двигаться дальше.
- Когда и где начали записывать первые композиции. Сохранились ли тексты?
- Вот у меня мы и начали. Начали записывать первые композиции у меня дома. Тексты какие то можно вспомнить,
были там любопытные песни про englishman’а какого то, который “learning russian speak”. Был там такой припев,
до-ля-фа-соль гармония,
(играет): “Englishman learning Russian speak, Englishman learning Russian speak”…
Это припев, а куплеты я уже не помню. Старались писать сразу альбомами, сохранились тексты некоторых песен тех
лет, и были они вполне ничего. Записывали то у меня, то у Феди, в зависимости от того, как родители отсутствовали.
Чтобы в спокойной обстановке заниматься творчеством.
- Как и где происходила запись альбома "Песня о безответной любви к
родине". Что-нибудь интересное припоминаете в связи с этой записью?
Почему так мало ударных использовано?
- Интересно то, что записали его за неделю, весь этот альбом, и происходило это в студии на Фонтанке, 41.
Во дворе дома студия у «Телевизора» была, у Борзыкина, Рацена и товарищей. Звукорежиссером был Вадик
Рокицкий, очень известный человек. Песни с альбома уже витали в каком то виде, в акустике их сочинили,
в частности песня «Про Ленина» была в студии у Тропиллы сочинена, в частности припев, а куплеты потом натянули.
Припев о том, что «меня зарубает время от времени», как то веселил. Садились и писали сразу, и потом, что
касается техники, потом накладывался только вокал и соло какие то. Вот, например, приглашали Колю Рубанова
на саксофоне в «Трамваях» поиграть и где-то еще, в «Кошке», по-моему. Это вообще была у нас проблемная песня,
потому что у нее было много версий, и все она никак не получалась. Песня лирическая, и Феде было тяжело из
этого ключа, устоявшегося, «нолевского», переключиться на такую композицию. Но потом было найдено решение,
как раз в контексте всего альбома. И писали мы так: садились, Паша Литвинов, царство ему небесное, перкуссионист,
с нами тогда писался, потому что я сразу на балалайку сел и не мог перкуссионировать. И в некоторых вещах
он играл на перкуссии, и вот мы вживую сидим, сколько нас человек было: бас-гитара, баян, перкуссия,
балалайка и… Я насчитал пять человек. И прям вживую, раз - песня готова! Раз - другая готова. Так дна за
два, за три записали все болванки, но это практически были готовые для сведения композиции. Записали, и
потом ездили с Федей на запись вокала только. Мы всё вместе старались делать, чтобы поддерживать такой
энергетический баланс хороший, позитивный. Ну и конечно, пыхнешь перед каждой песенкой и пошло… Не злоупотребляя,
но так… И в таком хорошем настроении, альбом конечно сросся гениально. Провиденчески там было все, удачно.
- Ноль принимал участие в 2-х фестивалях журнала "Аврора", в 89 и 90
годах. Можете что-нибудь вспомнить по этому поводу?
- В 89 – не принимал, потому что я в армии был, а в 90 - не помню.
- Бахыт Килибаев снимал на видео с нескольких камер процесс записи в
студии альбома "Полундра". Можете что-нибудь вспомнить по этому поводу?
И почему эта запись до сих пор не издана?
- Да, он снимал. Процесс записи он не снимал, но там было несколько концертов, которые были сняты на
несколько камер, очень серьезная съемка была. Там исполнялись песни с «Полундры», это было в специальном
зале, забыл, как он называется, красивое имя такое, может, вспомню потом. И потом в университете концерт
был, который снимался тоже. Там суперконцерт получился конечно, ударный, а запись не издана, потому что…
Как-то все спрашивают, почему она не издана, а я не знаю, почему она не издана, но могу высказать свое
предположение на этот счет. Дело в том, что нет стимула этим заниматься, монтировать. Хотя там даже смонтировано
все, сидели люди, которым это нравилось и по собственной инициативе монтировали. Были некоторые песни собраны,
сделаны качественно, хорошо, но некому продюсингом заняться. Группы теперь нет, и непонятно, зачем эта промо-акция
нужна, разве кто-то на благотворительных началах начнет этим заниматься. Концертов группа не дает, диски не
переиздаются, по радио звучит иногда, но тех песен, которые по радио звучат, в том концерте нет. Да, и Коврига
из «Отделения Выход», это наши московские друзья, которые всякие раритеты выпускают, тоже этим интересуются,
пытаются взять выпуск на себя, но это действительно непросто, надо с Бахытом решать, но им все недосуг.
- На буклете к альбому "Северное буги" написано, что вы принимали в
записи следующее участие:
А.Николаев - барабаны, электрические барабаны (6, 9), перкуссия, вокал (9), хор (1,9), варган (6,9), смерть клопа (6)
А что значит - смерть клопа?
- Смерть клопа - это в детстве было, это, собственно говоря, с чего начинают учиться на гитаре.
Я тоже с этого начинал, как и многие: Что умеешь? – Смерть клопа умею. Выглядит это так: клоп ползет, ползет,
и в конце, по сюжету, он погибает. Трагически…
(изображает) Можно поимпровизировать на эту тему… (импровизирует) В
общем, фри-джаз такой… И когда все это размочено дилеями и эхами, захорусено, это и называется «Смерть клопа».
- Почему существуют по 2 версии таких песен, как "Блуждающий биоробот" и
"Я.Л.Ю.Б.Л.Ю.Т.Е.Б.Я". Исполнялся ли "Биоробот" вживую хоть раз и где?
- Потому что текст правился в процессе, было все так динамично. Первую версию записали, потом Федор
переделал, и все врубились, да, по другому лучше, и перезаписали. А вживую «Биоробот» ни разу, насколько
я помню, не исполнялся.
- Расскажите о вашей знаменитой концертной рубашке и о кинжале,
который Федор взял у вас для убийства Ирины. Вы были тогда в Комарово?
- Про кинжал он сам пусть рассказывает, если захочет, эти подробности мы опускаем, а рубашка…
Это мне во Франции подарил один человек, он сказал, что у нас такая музыка, этнический рок, говорил
какие то теплые слова, был очень растроган, и принес рубашку с ацтекскими узорами. Хорошая, добротно
сделанная, с орнаментами. Вся вышита, прошита, она конечно в стиле была, индейском, что и говорить.
Спасибо ему.
- Вы говорили, что у вас есть полная версия "Песен огненного сердца".
А как бы получить эту запись?
- Это наверно не «огненное сердце», а «что так сердце растревожено», да? Я не очень понимаю, что
вы имеете в виду, но если это «что так сердце растревожено», то я могу выложить на фтп и ссылку дать.
И пускай качают люди.
- "Песни огненного сердца" - это несколько композиций, которые были
записаны для саундтрека к одноименной книге Макса Фрая группой в
составе Николаев-Гусаков-Стариков-Степин.
Когда мы с вами беседовали в студии, Вы сказали (или мне так
показалось), что у вас сохранилась запись этих песен.
- Ах да-да-да, у меня есть эти песни "Фрая", я сделаю их доступными по хттп,
если так удобно.
- Вот текст песни, которую вы исполняли в клубе "Красногвардеец":
Я живу на свете этом
В черном страхе постоянном
Я хочу забыть об этом
В размышлении обманном.
Кто подскажет, что такое
На земле сейчас творится,
Почему, как перед штормом,
Человек всего боится?
Почему я не уверен,
Что увижу солнце завтра,
Что вокруг еще взгляну я,
Как сейчас я буду петь?
Почему я жить обязан,
Вечно думая о смерти,
Почему помочь нельзя мне
И приходится терпеть?
Интересно, а вы помните ее мелодию?
- Мелодию этой антивоенной, патриотической песни помню,- и в связи с ней
вспомнил еще несколько опусов этого периода.
- И еще, очень интересно, сохранились ли хоть в каком то формате ноты к
песням "Ноля"?
- Вот нот, наверное, нет,- так как их и не было никогда. Хотя, один раз Федя
писал партитуру к "Сказкам" для ВААПа (ныне РАО, кажись),- возможно в
архивах есть у них.
Вот и все. Надеюсь, я не сильно прогрузил. Спасибо, до связи!
Алексей Николаев (с)
эксклюзивно для WWW.NOLHISTORY.RU
ноябрь 2006