Постскриптум.

Последний концерт группы ЧИСТЯКОВ-БЭНД состоялся в 2005 году на фестивале "Окна Открой". Больше года Федор Чистяков не принимал никакого участия в музыкальной жизни города, всячески избегая встреч с журналистами и интригуя поклонников. В ноябре 2006-го Федор сам связался с редакцией FUZZА, предложив сделать на страницах журнала "официальное заявление": "Мне кажется неуместной ситуация, когда даже мои знакомые вынуждены довольствоваться теми иногда совершенно фантастическими измышлениями, которые периодически возникают в так называемой желтой прессе. Хотелось бы расставить точки над "i"".

"Работать артистом"

Расставлять точки и подводить итоги было решено в уютном кафе-подвальчике на улице Рубинштейна, непосредственно напротив гордой вывески "дом 13". Что само по себе более чем символично: здесь 20 лет назад состоялся один из первых концертов группы НОЛЬ. Беседу Федор предвосхитил (что, в общем, в его духе) слегка ошарашивающим замечанием: "Наверное, это последние интервью, которое я даю в качестве музыканта".

Федор Чистяков: В первую очередь, мне бы хотелось извиниться перед всеми почитателями моего творчества за затянувшуюся паузу. Надеюсь, все всё поймут правильно: мне необходимо было время подумать, как-то утвердиться на новом поприще.

FUZZ: Многие восприняли недавнее обновление сайта www.fedor-chistyakov.ru как твое возвращение к активной творческой деятельности...

Федор: Меня неправильно поняли. Скорее, это было некое подведение итогов. Я постарался выложить на сайте все, что принято именовать "архивами", - материалы, посвященные ЗЕЛЕНОЙ КОМНАТЕ, ЧИСТЯКОВ-БЭНДУ и моему сольному творчеству. Для поклонников группы НОЛЬ там есть ссылочка на фанатский сайт, который мне самому очень нравится.

FUZZ: Что побудило тебя к "подведению итогов"?

Федор: За год я ни разу не выходил на сцену, не работал со своей группой в студии. И не намерен делать это впредь. Может быть, это и следует считать официальным заявлением.

FUZZ: С чем связан столь неожиданный поворот событий?

Федор: На самом деле, ничего неожиданного. Напротив, давно к этому шло. Могу сказать так. мое возвращение в музыку в 1997 году в значительной степени было продиктовано тем, что это было моей профессией, я ничего другого не умел делать. Это был мой способ зарабатывать на жизнь, хотя меня это во многом и не устраивало. Но альтернативы не было, до какого-то времени я ничего не мог изменить, хотя какие-то попытки предпринимал. Дело в том, что я считаю, что группа НОЛЬ и вообще все то, что было до 1993 года, - весь этот русский рок-н-ролл, - не был частью шоу-бизнеса в том понимании, которое существует сейчас. Это было все-таки что-то другое. И уже в конце 90-х, когда я столкнулся с тем, что называется "шоу-бизнесом" сейчас, мне стало ясно, что рано или поздно я с этим все равно закончу. При всей моей любви к музыке, мне совсем не нравилось участие в шоу-бизнесе, мне не хотелось "работать артистом". И альбом "Блюз Кубинского Негра" стал финальной точкой: я сказал все, что хотел сказать в рок-музыке. Конечно, можно до седых волос оттачивать мастерство, петь много лет подряд об одном и том же. Но зачем? Чтобы быть таким вот "артистом", надо себя целиком предать шоу-бизнесу. У меня другие цели. Я нашел некий новый, другой способ самовыражения.

FUZZ: Как музыканты ЧИСТЯКОВ-БЭНД отнеслись к твоему решению?

Федор: Для них это не было неожиданностью. Тем, кто близко со мной общался, было понятно, что я не собираюсь прописываться на сцене навсегда.

Видео

Весной 2005 года Федор Чистяков увлекся видеомонтажом. Сначала просто осваивал соответствующие компьютерные программы и сопутствующие технологии. Монтировал для себя и для друзей так называемое "домашнее видео". Полновесным же его дебютом в этой области стала работа над одним из концертов ЧИСТЯКОВ-БЭНДА, состоявшимся 22 мая 2004 года в зале Центрального Дома Художника (Москва). Предполагается, что DVD "Ондатра Брать Живым" увидит свет в декабре. Издатели - "Отделение Выход".

Федор: Чем мне нравится работа с видеоматериалами? Это одновременно и творчество, и возможность зарабатывать деньги, не вступая в противоречие с какими-то внутренними убеждениями. Иными словами, если нужны деньги, мне нет нужды продавать себя, - я могу продавать свою работу. Для меня это важно. Пока что я с удовольствием берусь за все, пусть даже за халтуру, - это прекрасная практика.

FUZZ: "Ондатра Брать Живым" - это рядовой концерт ЧИСТЯКОВ-БЭНДА?

Федор: Это презентация альбома "Блюз Кубинского Негра" в ЦДХ. На концерте велась многоканальная запись звука и многокамерная съемка - там 8 камер. Я смонтировал все это. DVD уже полностью готов и будет выпущен, вероятно, в конце года.

FUZZ: Соответственно, содержание - программа "Блюз Кубинского Негра"?

Федор: Скорее, это программа, состоящая из наших самых ударных песен: "Ехали По Улице Трамваи", "Мама Приходит С Работы", "Ондатр" и т. д. Всего - 67 минут. Состав: Игорь Рудик - клавишные, Наиль Кадыров - бас-гитара, Юрий Николаев - барабаны. Этот, последний состав - не в обиду всем тем музыкантам, с которыми я играл, - наиболее... функциональный. Песни звучат очень здорово. На этой презентации в первом отделении играл аккордеонист Владимир Данилин - джазовый музыкант, очень талантливый исполнитель. Помню, что выступление его коллектива создало очень хорошую атмосферу перед нашим выходом, - к сожалению, оно не было ни записано, ни снято. Я его с удовольствием бы включил в диск. По крайней мере, в качестве бонуса.

FUZZ: Не боишься, что поклонники обвинят тебя в том, что ты зря растранжириваешь талант, занимаясь "ремесленничеством"?

Федор: Не боюсь. Талант никуда не делся. И творческое мышление никуда не пропало. Просто раньше я работал со звуком, а теперь - с изображением. Каждый человек имеет право на самовыражение. Умные люди, думаю, меня поймут. Хочется в это верить. Уверяю, то, чем я сейчас занят, - тоже очень интересно.

FUZZ: Как ты видишь свое продвижение на выбранном поприще?

Федор: Ну, какие-то идеи, конечно, есть. Какие-то вещи зреют. Но говорить об этом пока рано. Могу сказать, что это не случайное какое-то увлечение, я прочно с ним завязался.

О НОЛЕ и пороках

О музыке (и о своей былой музыкальной деятельности, и о том, что происходит сейчас) Чистяков рассуждает весьма спокойно. Усмехаясь, говорит о том, что теперь, помимо распада НОЛЯ, "виновен" еще и в прекращение деятельности ЧИСТЯКОВ-БЭНДА. Ему кажется, что это не есть то самое главное, за что человек должен быть в ответе. Есть вещи посерьезнее. Например, свобода. Поиск себя и своего пути.

Федор: Мне вообще не нравится ситуация, когда я для кого-то являюсь кумиром. Это неправильно. Я не могу запретить людям слушать НОЛЬ, - тем более что группа то была хорошая. Но за собой я оставляю право принимать какие-то решения, не заботясь о том, что подумают почитатели моего же творчества. Я считаю, что сказал все, что хотел. Книга написана. Наш разговор - это такой к ней эпилог. Не думаю, что нужно сейчас говорить о том, зачем была написана эта книга. Я многое пытался сказать в песнях, что-то звучало в интервью - кто внимательно слушал, должен все понять правильно. Если кто-то не хочет понять, - объяснения ничего не изменят.

FUZZ: Баян в руки-то берешь?

Федор: Не-а! Сам себе удивляюсь. Если только в этом есть необходимость. А "для себя" - нет. Неинтересно. Меня куда больше занимают новые компьютерные программы, дизайнерские штучки.

FUZZ: Хранишь дома старые записи, альбомы?

Федор: ЧИСТЯКОВ БЭНДА есть все диски, а НОЛЬ - на mp3. Плод моих трудов и стараний, как пел Сергей Селюнин.

FUZZ: Переслушиваешь?

Федор: Без надобности - нет. Хотя они мне нравятся. Как фотографии на стене. Я не хочу их оживлять, переживать что-то снова. Я давно уже ушел дальше. В этих записях - часть меня. Для меня, конечно, это не просто песни, хорошо или плохо сыгранные. Практически каждая из них для меня имела большое значение в свое время. Это было частью моей жизни - НОЛЬ, Рок-клуб, все дела. Но именно от этой части жизни я давно ушел. Мне больно их сейчас слушать. Признаюсь, года два назад я переживал серьезный душевный кризис. Может быть, - возрастной. Был какой-то перелом. Вот тогда я неожиданно стал слушать старые свои песни: "Вот Так Потерял Свое Имя" и другие. Там очень много песен депрессивных. И поймал себя на мысли, что вновь переживаю те же чувства. И не скажу, что почувствовал себя счастливым. Наоборот. Это было таким тревожным звоночком. Я понял, что если сейчас что-то не сделаю, то кончится все плохо. Опять начну много пить и, может быть, еще что-нибудь. Я написал много песен в тот период, - можно сказать, материал для нового альбома. Я их пел знакомым дома под гитару, многим нравилось, мне говорили, что это потенциальные хиты. Но там уже совсем было: я сошел с ума! Я сошел с ума! Как у группы ТАТУ. Это был сложный момент. Я понимал, что многие от меня примерно этого и ждут - искус был велик. Но я понял, что это путь в никуда. И, можно сказать, забыл эти песни. Но вот нашел новый для себя путь. Увлекся тем, о чем мы уже говорили.

FUZZ: При всем при том, согласись, НОЛЬ был группой совершенно замечательной...

Федор: Совершенно верно. Думаю, значительная часть успеха там была в искренности. Я действительно верил в то, что делаю. Мы играли не ради успеха, не ради денег. Что, возможно, и стало причиной успеха. Я отдаю себе в этом отчет, но мне совершенно не по душе все то, с чем это было связано. Это как если бы талантливый художник работал в похабном порножурнале. Он делал бы, может, прекрасные вещи, но от этого порножурнал не перестал бы быть порножурналом. И художник со временем осознал бы, что ему, для того, что бы реализовать себя, надо работать не в порножурнале. Чем, по сути, является творчество некоторых рок-групп? Рекламой наркотиков и прочей дряни...

FUZZ: Я бы употребил слово "популяризация"...

Федор: Ну... Я не хочу никакого задевать, оскорблять. Дело не в словах. Дело в даре и в том, как человек его использует. Дар может быть прекрасным, но вопрос - как его использует человек?

FUZZ: Многие рок-музыканты искренне, даже не вполне осознанно воспевали, романтизировали всевозможные пороки. Потом многие из них - как и ты - переживали серьезный кризис. Это возрастные дела. Как думаешь, возможно ли безболезненно преодолеть все это?

Федор: Это непростой вопрос. Здесь нет универсальных рецептов. Не думаю, что уместно давать какие-то советы в рамках интервью. Так или иначе, здесь нет легких путей. Легкий путь - это плыть по течению. В современном мире, тем более в мире подростков, быть не таким как все - это вызов. Получается, живя своей головой, ты бросаешь вызов обществу... Мне доводилось участвовать в теледебатах, посвященных проблеме наркотиков. Вел шоу певец из группы ТАНЦЫ МИНУС. Там были представители центров реабилитации. И был Богдан Титомир, который давал понять, как все это круто и современно. Они, в конце концов, подрались. Но, что характерно, симпатии публики были на стороне Титомира.

Музыка для фильма

В начале 2005 года Федор получил предложение поработать над музыкой к фильму "Громовы", который снимал режиссёр Александр Баранов. До этого Александр уже использовал музыку ЧИСТЯКОВ-БЭНДА ("Когда Проснётся Бах", "Choral Prelude 73") в своем сериале "Участок". Сценарий к "Громовым" Баранов написал совместно с Бахытом Килибаевым (режиссёром фильма "Гонгофер" и постановщиком легендарного уже клипа "Иду. Курю").

FUZZ: Тем не менее, музыкой за истекший ты занимался. Даже написал саундтрек к телесериалу...

Федор: Да. К фильму "Громовы". Бахыт Килибаев и Александр Баранов, написавшие сценарий, предложили мне поработать над музыкой. Они уже использовали мою музыку в своих фильмах, и захотели, чтобы я написал... ну, что-то "такое, что бы брало за душу". Я согласился не сразу. Но все-таки согласился. В качестве моего партнера в этом проекте выступил питерский музыкант Владимир Федоров, который в "Ондатре" немножко участвовал. Не могу сказать, что я прямо таки блестяще справился с задачей, но музыка режиссерам понравилась, они уже хотели ее ставить в сериал, но потом один из продюсеров картины сообщил мне, что это "неформат", что зрители не будут смотреть фильм с такой депрессивной музыкой. Хотя, если кто-то видел "Громовых", - туда только такая музыка и нужна: это история семьи, живущей в шахтерском городке в 60-е годы. Ничего веселого... В общем, мою музыку не взяли. Такая ситуация меня внутренне даже как-то задела.

FUZZ: Это инструментальная музыка?

Федор: Да. Там и баян, и компьютер, минут тридцать... Любопытно, что мне сначала долго объясняли, что это ни в коем случае не должна быть "типичная для сериалов музыка", а потом, когда я ради любопытства посмотрел отрывочек из окончательной версии фильма по телевизору, - там именно такая музыка и присутствовала. Ничего оригинального.

FUZZ: Какова будет дальнейшая судьба этого не состоявшегося саундтрека?

Федор: Не знаю. Мне не кажется, что он может существовать как отдельное музыкальное произведение, - мне и ставить так вопрос неохота. Я его выложил в Сети - кому интересно, может скачать, послушать.

FUZZ: Коль скоро речь зашла о Бахыте Килибаеве... Он был режиссером клипа "Иду. Курю", снятого, кстати, на деньги пресловутого АО "МММ". Как сложилась эта история?

Федор: Бахыт и студия "МММ" - она, кстати, не имела прямого отношения к одноименному акционерному обществу, по сути, это была просто телебригада, такая компания веселая - появились у нас на горизонте в начале 90-х. Бахыт приезжал в Питер, мы общались, ему все это очень нравилось. Мне это было странно. Мы-то были панками, так сказать, опосредованными. А он - приличный человек... И из этого общения вырос клип "Иду. Курю".

FUZZ: Идея клипа, весь этот декаданс, принадлежала Бахыту?

Федор: Да. Это он придумал.

FUZZ: А участие группы НОЛЬ в фильме "Гонгофер" - насколько было велико, весомо?

Федор: Невелико. Просто Бахыт настолько в тот момент увлекся творчеством группы НОЛЬ, что просто не смог не включить наши песни в картину. Там, по-моему, он 6 или 7 песен использовал. Но в кадре нас нет. Были какие-то попытки что-то написать специально для фильма, но все кончилось вставкой в звуковую дорожку уже существующих песен - материала из альбома "Северное Буги", который тогда у нас вышел... "Гонгофер" вообще странный фильм. Такая сказка. Мистика.

Итого

Подводя итоги, экс-лидер ЗЕЛЕНОЙ КОМНАТЫ и ЧИСТЯКОВ-БЭНДА счел уместным, помимо прочего, выложить на сетевом сервере все до настоящего момента не опубликованные студийные записи. Так в виртуальном мире появился альбом "Постскриптум" - 7 ранее не публиковавшихся произведений, записанных разными музыкантами разных групп в разное время.

Федор: "Постскриптум" - это те записи, которые были сделаны в последние годы, но по тем или иным причинам так и не вошли ни в один из изданных альбомов. Семь песен. Там есть ЧИСТЯКОВ БЭНД, есть ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА. Есть какие-то песни, которые я сам дома записал при помощи всяких лупов. Акустика, электричество. Разные вариации. Разношерстная подборка. Концептуальным альбомом это назвать трудно. Это сборник неиздававшихся записей, раритетов.

FUZZ: Этот альбом выйдет на диске?

Федор: Надо бы его издать, но что-то настроения нет.

FUZZ: А не осталось ли неопубликованных записей НОЛЯ? Засекреченных до поры до времени?...

Федор: Студийных - точно нет. Может быть, концертные... Но по-моему, там уже все что только можно опубликовали.

FUZZ: Одно из последних веяний шоу-бизнеса - музыканты успешных (в прошлом) проектов ринулись оспаривать друг у друга авторские права. Как, если не секрет, этот вопрос решен бывшими участниками НОЛЯ?

Федор: Ну, что я могу сказать... Там не те деньги, чтобы стоило из-за них конфликтовать. Разногласий никаких нет, или же они на сегодняшний день разрешены. Все цивилизованно. И по-честному.

FUZZ: А ты общаешься с бывшими участниками группы?

Федор: Время от времени видимся. Все музыканты НОЛЯ сегодня - люди состоявшиеся. Каждый занимается своим делом. Не думаю, что кому-то взбредет в голову что-то делить, заниматься мышиной возней.

FUZZ: Но авторские права на хиты, - на "Иду. Курю", "Имя", "Школу Жизни" принадлежат...

Федор: Мне.

FUZZ: Почему-то считается спорной дата рождения группы НОЛЬ - одни полагают, что это был 1985 год, другие - 1986-й... Внеси, пожалуйста, ясность.

Федор: Думаю, правильным будет вести отсчет с весны 1985 года, с момента, когда был написан материал к альбому "Музыка Драчевых Напильников". То есть, группе следующей весной исполнилось бы 22 года. Хотя тогда еще и не было названия НОЛЬ. Даже не НУЛЕВАЯ ГРУППА. Тогда мы именовали себя СКРЭП. Но, по сути дела, эта была уже та самая группа, те же люди. Только Дмитрий Гусаков подключился, - тогда мы и поменяли название. Нужно было выступать, и хотелось подобрать что-то, соответствующее нашим песням.

FUZZ: Это вопрос я уже задавал тебе пару лет назад, но все таки... Возможно ли воссоединение группы НОЛЬ - в рамках юбилея, на один концерт и т. д.?

Федор: Нет, группа НОЛЬ точно никогда не выйдет на сцену. Это абсолютно бессмысленно. Насчет же себя не стану зарекаться.

FUZZ: Музыкой ты больше заниматься не планируешь?

Федор: Возможно, пересечения с музыкой в моей последующей деятельности будут, - но уже в другом качестве. Ничего более конкретного сейчас сказать не могу.


Александр ПОЛИЩУК

опубликовано в журнале "Fuzz" №12

2006