Время «Ч» наступило! Сегодня двадцать лет с того дня, когда группа с «оригинальным» названием «0»
впервые выступила перед большой аудиторией на новогоднем концерте в Ленинградском Рок-клубе.
К превеликой радости, выступление это было зафиксировано на пленку, и, таким образом, сохранено для
потомков, смогут наши дети отыскать сие сокровище, роясь «в окаменевшем дерьме» «русского рока».
Федор Чистяков, правда, утверждает, что дата рождения группы – 84 год, но тогда это все-таки был не «Ноль»,
а СКРЭП, и это была совсем другая музыка.
Сейчас, слушая запись этого первого предновогоднего выступления, я ностальгирую, мне нравится этот драйв,
который буквально «сносит крышу» у сидящих в зале. Начинается выступление с Intro, инструментала на баяне, после
которого слышны крики из зала «Рок давай!» Но уже следующая песня – «Болты» все ставит на свои места. После нее
слышна одна непрекращающаяся овация. «Квартиры», «Квас», «90 градусов», «Уже человек»! На песне «Инвалид»
случился трабл, «кончилось электричество», и «Ноль» начинает исполнять композицию сначала, ничуть не
смутившись технического сбоя. А завершается дебютное выступление хулиганской «Сказкой о колбасе».
В тот день на сцене вместе с «Нолем» выступали такие группы, как «Луна» и «Ситуация», но кто об этом сейчас помнит?
Что запомнилось еще? Память, как фонарик из темноты, выхватывает какие то фрагменты.
Вот первая «космическая» вещь - «Как оно есть», послушав которую в хорошем качестве, я почему то совсем по
иному стал воспринимать группу. Какие то особые вибрации, или х.з. что еще, но это было круто. Текст песни выглядит
обрывающимся посередине, и так оно есть на самом деле. Текст написал Толя Платонов, будучи рядовым срочной службы,
и переслал его в письме Федору. Но текст был на двух листочках, и второй Федор умудрился потерять. Но, как сам
Платонов говорит: «Там, где Федор не допел, он доиграл!» И еще как доиграл.
Моя любимая песня «Ноля» - «Будет все хорошо». Удивительно, почему Чистяков не исполнял ее в своем
сольном творчестве, она ведь не о «шишечках-иголочках». Каждый раз, когда включаю ее, действительно «погружаюсь
в полный покой». Отличная вещь, достойная для «второго выхода».
Еще мне очень нравятся две драйвовые песни «Ноля» - «Граница» и «Гадюка». Жаль, конечно, что группа не записала
их в студии. Причем «Гадюка» мне попадалась в нескольких вариантах исполнения, и каждый раз поражало то, что эта
относительно сложная вещь на концертах исполнялась «без лажи». Сыгранность у ребят была феноменальная.
Как-то получилось так, что среди ходящих по рукам концертных записей очень мало композиций с
«Песни о безответной любви к Родине». У меня есть единственное «концертное» исполнение этих песен на бутлеге
«Концерт в клубе «Анис», но впечатление от этой записи скорее гнетущее, чем радостное. Говорят, это было
что-то вроде презентации альбома «Полундра», куда Бахыт Килибаев понаприглашал каких то мажоров в малиновых
«пинжаках» и теток в брюликах. Которые сидели и ни хера не втыкались в то, что происходит на сцене, и Федора
тогда «понесло», видя, что люди (нет, не люди, а «поганые цари природы») пришли «слушать рока» под коньяк и
бутерброды с красной икрой. Бутлег пошел в народ после того, как известный коллекционер Александр
Агеев выпросил эту запись у Ковриги. Но на бобину влезло только 90 минут из 110, и последние пять песен
«в народ» не пошли. А жаль, ведь там был и crazy diamond - «Блуждающий биоробот»!
Что было дальше – все знают.
Но никто не может сказать, почему все случилось именно так. Ведь даже после тюрьмы и больницы Федор хотел продолжать
играть ту музыку, которую играл раньше, да и ничего другого он просто не умел. Музыканты собрались, порепетировали,
как-то не покатило, и после этого Федор начал разбираться сам с собой, и эти разборки зашли слишком далеко. Один из
друзей музыкантов, на вопрос, почему Федор ударился в религию, мрачно заметил: «Чему удивляться, человек в 19 лет
стал суперзвездой, не прочитав ни одной книжки. Неудивительно, когда ему подсунули библию, он нашел в ней ответы на
все свои вопросы». Почему Иегова? Федор неоднократно рассказывал об этом, так что нет смысла повторяться. Но,
допускаю, что на месте Иеговы мог оказаться и Будда, и Шива, и Осахара. В сложные жизненные моменты мы часто вслепую,
наощупь ищем опору, и не всегда делаем правильный выбор. А может быть наоборот, делаем единственно правильный выбор.
Кто знает. В частности, Федор работал ночным сторожем в мебельном магазине «Окания», и по ночам писал
«Песню для друга, который любит рок». И изучал библию со своими новыми друзьями.
Надо сказать, что остальные музыканты «Ноля» во время вынужденной паузы как-то пытались себя реализовать.
Был записан странный альбом «Бредя», были попытки писать новую музыку, даже сохранилась пара треков, где вокальную
партию поет женщина, ныне известная как Елена Воробей. Слушая эти записи, а так же более поздний проект музыкантов
«Ноля без Чистякова» – «Песню о пустом сердце» на стихи Макса Фрая (Игоря Степина), отчетливо понимаешь, что без
Чистякова «Ноль» - это не «Ноль». Но и сольно Чистяков – это тоже не «Ноль». Вроде гармонии те же, и текcты неплохие,
а искры не высекаются, хоть ты тресни. И дело не в том, что на концертах слушатели просят исполнить старые песни.
Они бы и новым радовались, если бы они также цепляли, как старые.
В письмам к своим друзьям Федор писал, как его «грузит» необходимость вращаться в среде
«шоу-бизнеса», необходимость выслушивать поучения о том, какую музыку он должен играть и какие песни писать.
Что, мол, «сейчас так не играют или не записывают». Вот это «формат», а вот это «не формат» и т.п.
После одной из таких встреч он вышел и очень долго вход в метро не мог найти, такое было ощущение, что
побывал на «взбучке у шефа». При том, что это происходило на той радиостанции, которая чуть не каждый день
крутит старые песни «Ноля».
Ему приходилось выслушивать такие вещи, как, например: «Фёдор, тебе мешают
твои праведные принципы. Вот, например, чтобы раскрутить твой альбом новый, нам надо заказать о тебе статьи в
модные журналы, но о чём про тебя писать? Про то, что ты ведёшь правильный образ жизни? Но это никому теперь
не интересно. Сейчас люди любят всё развращенное. Тебе нужен, например, роман с Земфирой. Может пройдёт немного
времени и всё изменится, людям это надоест. А сейчас пока так. Так что извини. Ты не вписываешься в «формат».
На МТV тебя тоже не возьмут. Там надо хотя бы волосы в розовый цвет выкрасить». Фёдор говорил: «…Вот такое у
меня тут кино, что вполне очевидно, что, чтобы твоё дело было востребовано, надо «дружить с этим миром». А если
не так, то будь ты хоть Моцарт, тебя просто не будут замечать и всё. Когда я решил возобновить занятия музыкой,
то в этом деле был некоторый элемент наивности. Думал, что может удастся вот так, по-тихому играть, писать альбомы,
давать иногда концерты. Но чем дальше дело шло вперёд, тем очевиднее становилось, что я скоро не выдержу и сорвусь
опять туда, откуда с таким трудом и такой болью выбирался…»
В конце концов, Федор прекратил выступления.
Последний раз он появился на публике в составе «Чистяков бэнд» на фестивале «Окна открой» в июне 2005 года. Последовало
два года полной изоляции от слушателей, потом Чистяков все-таки обновил свой сайт, выложил там «новый» альбом и
пообещал, что он, возможно, еще вернется. Хотя верится с трудом, «умерла так умерла».
Дело осталось за малым: отреставрировать старые записи, уложить их в красивые коробочки и продать за
хорошие денюжки фанатам-коллекционерам. Выпустить книжку воспоминаний тоже неплохо было бы, но придется
долго выкупать права на статьи, фотографии, воспоминания у тех, кто когда-то жил этим русским рок-н-роллом,
и которым сейчас на него насрать.
Так что поставлю я себе еще раз песню "Ноля" «Будет все хорошо»,
налью вискаря, который приятель привез в подарок из Канады и погрущу немного. С юбилеем! Ваше здоровье, господа!
Будет все хорошо!