Федор Чистяков – уникальный пример рок-героя, сумевшего пройти предначертанный путь до конца, вырвав в итоге из себя «этот страшный рок-н-ролл» с кровью, мясом и ошметками собственного я. Есть ли в конце персонального чистяковского тоннеля свет – большой вопрос. Не потому ли так бездонно грустны глаза юного Дяди Федора на обложке нового сборника лучших песен группы «Ноль». И не потому ли компиляция начинается с трагичного инструментала «Песня о безответной любви к Родине» - ход, безусловно, сильный и неожиданный.
Не покидает парадоксальное ощущение, что Чистяков всегда воспринимал свою деятельность как грандиозную мистификацию и великое рок-н-ролльное надувательство. Ведь в той же «Этот страшный рок-н-ролл» все случается понарошку, словно на кокетливых «костылях Сальвадора Дали»: «собирайтесь в круг, КАК БЫ мальчики, собирайтесь в круг, КАК БЫ девочки… будем слушать и играть ЭТОТ САМЫЙ рок». Несмотря на это, он и поныне остается актуальным и востребованным.
Чистякова нельзя назвать выдающимся поэтом – слишком много шероховатостей, нестыковок, да и просто нелепостей в его текстах. Но, слушая этот «бест», поневоле поражаешься точности его наблюдений. Многие афоризмы и поныне легко применить к современной ситуации. «Я только что встал – и уже устал» отлично описывает хроническую вымотанность и душевную нищету менеджеров среднего звена. «Настоящему индейцу завсегда везде ништяк» – призыв к подлинно позитивному мировосприятию, а не к фальшивому гламурному «чмоки-чмоки». Ну и, наконец, всеобъемлющее «Революция закончена, теперь – дискотека», которое не нуждается в дополнительных комментариях…
В эпоху зарождающегося дикого капитализма Чистяков одним из первых предвидел, к чему мы все можем прийти в итоге. Альбом «Полундра» – отчаянное предупреждение, надрыв вещей Кассандры, так и оставшийся неуслышанным. Возвращаясь к этому диску через 15 лет после его записи, понимаешь, насколько Дядя Федор был тогда прав. И насколько уже поздно. Из «Полундры» в «Новую коллекцию» вошли три наиболее показательные вещи – саркастичная пародия на вальяжный ресторанный джаз-банд «Я проиграл», эпично-публицистический «Блуждающий биоробот» и редкий образчик чистяковской любовной лирики «Прости, что не верил». В прочих представленных на собрании песнях о любви к женщине сквозит злонамеренная издевка: «Легкая эротика» и «Я.Л.Ю.Б.Л.Ю.Т.Е.Б.Я.».
Помимо неизбежных «визитных карточек» «Человек и Кошка» и «Иду, курю», диск включает и раритеты вроде «Дня большой осы» авторства СиЛи из группы «Выход». За мастеринг диска отвечал небезызвестный Евгений Виноградов, который записал самые «жирно» звучащие альбомы московских тяжелых рокеров последних лет («Бони НеМ», «Монгол Шуудан» и др.). Трудно сказать, как отнесется к изданию этой пластинки сам Федор Чистяков (кажется, он окончательно ушел из музыки и осваивает теперь профессию монтажера). Но любителей «Ноля» определенно порадует сборник, выстроенный так, что в душе остается не только традиционная для Дяди Федора беспросветность, но и надежда.