- По НТВ показали передачу «Трудно быть с Богом». Ощущение было такое, что было снято большое интервью, а показали из него всего один кусок
- Причем не тот? (Федор смеется)
- Да. А что там было снято на самом деле?
- Была такая ситуация, что ко мне обратился автор этой программы, редактор или режиссер и сказал, что они хотели бы снять передачу, в которой будут рассказывать, о так сказать, религиозных увлечениях известных людей. Что цель их передачи - исключительно в положительном ключе осветить, никого не задевая, что-то вроде обзора сделать. Я принял их приглашение, и первоначально речь шла о том, что будет снято интервью. Приехала журналистка с оператором, и было снято интервью, в течение которого я рассказывал о своей религии. Это была, можно сказать, основная тема разговора. В заключение, когда интервью уже было отснято, у нас завязался разговор о том, как рок-музыканты пропагандируют наркотики в своем творчестве. Я объяснил, почему я этого не делаю, а также объяснял позицию, почему многим трудно от этого отказаться, как люди психологически к этому привыкают. И вот именно эта фраза была вырвана из контекста и поставлена в эфир, хотя это вообще не было частью запланированного интервью. Я просто говорил о личных ощущениях, о трудностях, с которыми я сталкивался, когда мне приходилось отвыкать от этого. Потом, в заключение этого интервью, мы вышли на улицу, и журналистка попросила меня постоять пять минут и куда-то ушла. Обратно она вернулась с этим мужчиной (Михаилом Файнзильбергом). Журналистка вдруг сказала, что Михаил - он тоже верующий, и давайте вы с ним поговорите. Я не был с ним знаком, всего лишь первый раз его видел. А журналистка спрашивает: - Не могли бы вы рассказать, почему ваши религии не могут договориться. - На что я высказал свое недоумение по этому поводу. Тогда уже вступил мой оппонент, в достаточно резких тонах. В передаче все это хорошо было видно, хотя лишь какая-то часть из всего была показана. Потом, после съемок, мне позвонил автор этой программы и сказал, что он видел материал, и ему показалось, что это ужасно, что он очень недоволен работой этой женщины-журналиста, и что его возмущает, что человек себя нехорошо вел, что это не по-христиански и так далее. И что он не хочет это показывать. Потом, впоследствии , была организована еще одна встреча, где был снят целый рад фрагментов про видеомонтаж, которым я сейчас занимаюсь. Но все это осталось где-то за кадром и потом, уже в готовой передаче по ТВ, я увидел такой странный микс. При этом я хочу заметить, что в передаче изначально вряд ли собирались что-то рассказывать, сюжет вряд ли имел какую то информационную ценность. Были выхвачены какие-то наиболее скандальные моменты, и поданы в каком-то определенном ключе, соответствующем названию программы. В сенсационном, и не могу сказать, что в положительном.
- Да уж, поганая история. Понятно, если бы это была публикация в желтой прессе, а так все-таки НТВ, уважаемая телекомпания. Кстати, от одного знакомого я слышал, что по НТВ, в программе «Главный герой», должен выйти сюжет о Крестах, и ты тоже принимал участие в съемках этого сюжета. О чем сюжет? Не будет снова какой-нибудь чернухи показано?
- Нет, там хороший сюжет был снят, мне больше понравилось работать с ними, чем с коллективом «Русских сенсаций». Это было простое, открытое общение, не чувствовалось никахих подвохов, я думаю, эта передача будет более по существу.
- Федор, надо в будущем, если тебя будут приглашать сниматься в каких либо передачах, подписывать с ними договор.
- Какой договор… Понимаешь, телевидение это такая сфера… Ты туда попадаешь и практически отдаешься.
- Договор о том, что готовый сюжет может выйти в эфир только после согласования с тобой и получения от тебя одобрения. В противном случаем, если сюжет выйдет в эфир без твоего одобрения, телекомпания должна заплатить тебе большую неустойку. Для добросовестного журналиста, который пришел к тебе снять сюжет именно том, о чем он тебя просил, такой договор не вызовет никаких вопросов. А кто к тебе не с чистыми намерениями пришел – получит по полной.
- Да, хорошая идея, надо подумать над текстом такого договора.
- Федор, ты на какое то время выпал из информационного пространства. Последний раз выступил на фестивале «Окна открой» в июне 2005 года, потом полтора года полного затворничества. И вдруг у тебя выходит интервью в журнале Фузз, в интернет-журнале «Re Акция», ты обновляешь свой сайт, выкладываешь на нем новый альбом, саундтрек к фильму «Громовы», не публиковавшиеся ранее работы «Ноля», видео «Ондатра» и прочее. Плюс появление на НТВ. Это ты специально паузу выдерживал или само собой так получилось?
- Выступление Чистяков бэнд на фестивале «Окна открой» было действительно последним выступлением. После этого я концертную деятельность прекратил. В этот период я пытался освоить новую профессию видеомонтажера.
-А когда ты заинтересовался видеомонтажом?
-Начал заниматься с января 2005 года.
- В какой программе работаешь?
- Sony Vegas.
- Кроме фильма «Ондатра брать живьем» у тебя есть какие-то работы?
- Я иду по этому пути не как «Федор Чистяков», а как просто человек, который занимается этим, как и любой другой. Снимаю свадьбы, банкеты, документальные фильмы, в том числе и корпоративные заказы. Такие работы может быть не так интересны для широкого круга людей, в особенности для поклонников музыкального творчества.
- Новый сайт, ты сам его делал?
- Да сам, полностью.
- А почему убрал старый, «желтый»?
- Дело в том, что его другой человеку делал. И мне было довольно сложно продолжать то, что я не создавал. А когда я научился делать сайты, то смог воплотить некоторые свои идеи, что именно я хотел бы там видеть, даже в смысле дизайна. И мне было проще взять и все сделать с нуля. Проще полностью снести старое здание и построить новое, чем заниматься переделкой старого.
- После года затворничества ты обновил сайт, выложил новый альбом, саундтрек к «Громовым», фрагменты из фильма «Ондатра брать живьем». Многие восприняли это как возвращение к музыке, и потом появляется статья в Фуззе, где ты говоришь, что завязываешь.
- Да, это такой громкий финал
- У тебя на сайте нет обратной связи.
- Почему нет? Есть электронная почта.
- Я имею в виду форум или гостевую книгу. Не хочешь завести?
- Знаешь, не хочу. У меня был печальный опыт на сайте «Зеленой комнаты». Пишут всякую чушь, вообще никакого отношения к теме данного сайта не имеющее, кроме того, делают это в не очень пристойной форме. Гостевая книга - это как комната для гостей. Когда я делал свой сайт, моей целью было предоставление всем интересущимся моей музыкой свежей информации. Не ставилось целью создать что-то типа комьюнити для общения.
- А какие то обновления на сайте будут появляться?
- Мне хотелось, чтобы это было так, но в последнее время появилось столько разных дел, что я чувствую, что не успеваю, и потом, какой то особенной информации, новой и интересной, которую можно было бы выложить, ее нет. За это время я сделал себе еще один сайт, где поселился вместе с одним фотографом. Называется сайт www.alar.ru, все, что там лежит из видео – это мое.
- А когда уже можно будет купить «Ондатра» на DVD?
- Насколько я понял, там уже какие-то финальные документальные вопросы решаются. Этим занимается “Отделение Выход” и тебе лучше на эту тему поговорить с Гапеевым Женей.
- Федор, у тебя много друзей? Которым ты в сложную минуту можешь просто позвонить и попросить: “Приезжай, нужна твоя помощь?”
- Много! (Федор улыбается)
- У тебя осталось что-нибудь из музыки, что ты не выложил на своем сайте.
- Наверно нет, все, что было - выложил.
- У «Постскриптума» многозначительная обложка. Не просто распродажа, а на вешалках совсем чуть-чуть одежды висит, как говорится, последние крохи.
- Так и есть.
- У меня есть запись нескольких песен в твоем исполнении с религиозными текстами, это «Все как обычно», «Как буду жить», «Душа среди волков». Не планируешь их выкладывать?
- Я не хочу их выкладывать, чтобы не было лишних разговоров и ненужного мне обсуждения.
- Когда ты их записывал?
- Это было во время работы над альбомом «Песня для друга, который любит рок». На одном оборудовании записывалось.
- Ты в интервью «Фуззу» сказал, что проект «Ноль» закрыт окончательно, а вот что касается твоего сольного творчества, то, возможно, точку ставить рано.
- Дело в том, что я чувствую, что я далеко от этого ушел. Возможно, будут какие-то проекты, типа работы над музыкой к фильмам, а вот новые песни - это вряд ли. Раньше эта музыка, эти песни, этот рок-н-ролл были чем-то вроде сути нашей жизни, ее стержнем. К сожалению, этот путь зашел в тупик, а для многих он закончился смертью. Для меня он закончился тем, что мое мировоззрение изменилось. Это как поэт, типа Пушкина, решивший «глаголом жечь сердца людей». Он творит, потому что это и есть его призвание. Им что-то движет, и он хочет донести это до людей. Он хочет что-то сказать людям, и он чувствует, что именно в этом смысл, именно это надо делать, это и есть самое главное. А у меня это чувство исчезло. И после того, как я вернулся к музыке и стал записывать альбом «Когда проснется Бах», я отчетливо понимал, что помимо творчества мной движет понимание того, что мне нужно работать, нужно зарабатывать деньги. Это просто работа, которую я умею делать хорошо, в которой я разбираюсь. Я начал обрабатывать чужие, хорошо известные песни, потому что позыва писать свои вещи у меня просто не было. Вот, к примеру, о чем поют рок-музыканты? Три темы: секс, наркотики и рок-н-ролл. Или социальный рок – политика, справедливость, что-то еще подобное. Еще такая тема, как любовь, но романтическая, на уровне поклонения. Это содержание рок-песен, и я знаю, что оно никак не сочетается с моим христианским мировоззрением. Есть, правда, группы, которые исполняют христианский рок, но это очень специфическое музыкальное направление, и потом, использовать это как коммерцию, пытаться из этого раскрутить какой либо проект - это тоже неприемлемо. Поэтому я начал поиски в классической музыке, потом в песнях советских композиторов, в песнях детских композиторов. Потом написал такой полуфилософский альбом «Песня для друга, который любит рок», который по сути дела уже был постскриптумом. А дальше уже вопрос времени, и понимаешь, что просто так не уйти, потому что некуда, нет свежих идей, и надо что-то кушать. И это тянулось достаточно долго, потом появились какие-то надежды на альбом «Бармалей», эти детские песни очень сильно обнадёжили. Но потом всё равно стали возникать проблемы, ведь образ жизни музыканта весьма специфический. Часто слышим о проблемах артистов. Они сначала пашут как кони в турне, а потом лечатся от алкоголизма, или что-нибудь в этом роде. Вобщем нормальной эту жизнь никак не назовёшь. Все это противоречит моим убеждениям, я мог с этим только временно мириться, на уровне компромисса. Меня это стало отягощать и хотелось всё это оставить, но я не знал как. А потом возникла идея заняться видеомонтажом, и когда я стал осваивать новую работу, я стал себя чувствовать лучше. Сейчас меня полностью удовлетворяет состояние, в котором я нахожусь. Я считаю, что когда у меня был период творческой деятельности, начиная с альбома «Когда проснется Бах», так называемый «постнолевский» период, что эта история логически завершена, в ней есть все, я даже не знаю, что в нее еще можно добавить.
- Когда вышел «Бармалей», где-то в Интернете проскочила информация, что планируется ставить спектакль по песням из альбома.
- Да, была такая идея, но она всплыла однократно в одном собеседовании, и больше не подымалась.
- Когда Коврига переиздавал «Сказки», туда включили в качестве бонуса три песни, которые ты записал в месте с группой «Дети»: «Журавель», «90 градусов ниже ноля» и «Инженеры». Песни сделаны не в «нолевском» саунде, а такие, клавишные, волновые вещи.
- Я уже мало что помню об этом, но когда-то была попытка записать эту песню (Инженеры) с группой «Ноль». Песня как-то не сложилась, и она потом была записана в домашней студии у Пети Струкова.
- А с Вишней вы ничего не записывали?
- Нет.
- Помнишь, когда «Ноль» собрался во второй раз, в Москве по всему городу висели афиши: «Федор Чистяков и Оркестр электрического фольклора»?
- Было дело.
- Один из таких концертов был снят телевидением и потом показан в «Программе «А». Там есть момент, когда тебя достало отношение зала к исполняемой вами программе, и ты один раз сорвался. Во время исполнения «Человека и Кошки», когда изменил слова припева.
- Да, это был одним из самых мрачнейших моментов. Это как раз такой момент, который хотелось бы вырезать из истории, как лишний кадр. Один из тех случаев, который хочется просто забыть и истребить из памяти.
- Но с другой стороны, это характеризует тебя как живого человека, а не робота. Очень отчетливо характеризует.
Как ты относишься к идее трибьюта на песни «Ноля». Основная идея в том, что к работе над проектом не привлекать раскрученные группы, из стандартного набора, а привлечь молодые, нигде еще не засветившиеся. Единственный критерий отбора –оригинальная трактовка классических песен «Ноля». Ты бы мог принять участие в проекте, у тебя же есть несколько песен из репертуара «Ноля», которые ты исполнял в «постнолевский» период: «Трамваи», «Кислотный дождь»?
- Знаешь, мне бы не хотелось с этим пересекаться, и, во-вторых, я не вижу в этом особого смысла. Этот альбом может быть сам по себе интересен, не за счет того, что я там участвую. Ты можешь собрать наиболее интересные демо-записи и отправить их какому-нибудь продюсеру, который заинтересуется и захочет это издать. И в любом случае, ты выступишь чем-то вроде коллекционера, части коллекции которого находятся в разных частях света, и эти части не связаны друг с другом.
- Ну вот, вроде бы все спросил, что хотел. Но если в процессе сбора информации о «Ноле» у меня какие-то вопросы к тебе возникнут, могу я их тебе прислать?