Как создавался клип "Человек и Кошка".

1996 год был рубежным для анимационных фильмов, потому что в период с 94 по 96 вся мультипликация переходила на цифровой формат. До этого все было аналоговое: пленка, целлулоид, все рисованное на этом. Естественно, профессия оператора – мультипликатора, который все это берет и снимает, с приходом компьютеров стала ненужной. Художник сразу рисует в компьютере, и есть программы, которыми можно все это собирать. Один из лучших мультипликационных операторов Олег Кузовков учился во ВГИКе, закончил анимационные курсы у Татарского и хотел стать режиссером. Но так получилось, что он стал оператором, снимал для Татарского серии, все более-менее значимые проекты. И в какой то момент он почувствовал, что у него меняется статус, и он загорелся желанием реализовать себя, сделав проект на компьютере, одновременно и научится, и выдать продукт, который даст ему новое реноме, новый статус. И тут ему подвернулись ребята из издательской группы «Талион», в ролике, кстати, есть их логотип, в частности, на печатной машинке значок. И Олег Кузовков предложил им, что зачем вы тратите деньги впустую, давайте сделаем нетленку. Они спросили:

- А сколько тебе денег надо?

- Ну, вот столько-то.

- Дорогая открытка получается?

- Тем не менее, это будет проект «на века»!

Те посмеялись, конечно, а Кузовков сказал:

- Мы хотели бы сделать клип для группы «Ноль»

- Нам нравится эта группа, отлично, все, не вопрос!

И они, с любовью к этой группе, с предложением Олега согласились.

Деньги есть, осталось сделать клип. Олег Кузовков очень дружил с режиссерами на «Пилоте», Лешей Алексеевым и Игорем Вейштагиным и Славой Ушаковым. У Славы Ушакова уже был к тому времени опыт клипмейкера, он сделал довольно хитовый клип группы «Ногу свело» «Рамамба хару-мамбуру», он был художником и режиссером на этом проекте. Группа, которой они вместе дружили: Леша Алексеев, Игорь Вейштагин, Слава Ушаков, и, собственно, Олег Кузовков посмотрел, я же не хуже, чем ребята, может, в какой то мере даже лучше, и они загорелись. Они вчетвером начали придумывать.

Как они работали: они работали всегда в тандеме: Леша Алексеев и Игорь Вейштагин. Питали идеями друг друга, заряжаясь. Клип они попилили пополам, чтобы всем достались и деньги и работа. Ребята, Алексеев и Вейштагин, взялись за анимационную часть, начали делать перебор. Перебор, это такие картинки, которые появляются в кадре, и пишется, например, что на картинке один человек, или парочка, пилят бревно, мы называем это огурцами, и вот, когда вся идея уже есть, как комикс, только грубо нарисованный, потому что комиксы рисуют художники, а режиссеры не умеют рисовать, они придумывают, что происходит. Они черкают: палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек. С этим добром они приходят к художнику. Первый художник, которого они пригласили, был Андрей Кузнецов. Художник известный, он там рисовал про Чебурашек, и они его пригласили. Но Андрей славился своей ленью. Его надо раскачать, раззадорить, а он не может собраться, а там уже все, надо запускаться, надо делать, надо деньги некоторые на проект получить, нужно эскизы рисовать. Он с ним побегали, помучились, потом почесали репу, а тут как раз я нарисовался. И они решили мне это предложить. Игорь Вейштагин со мной работал, Леша Алексеев со мной работал, Олег Кузовков со мной работал, но не как режиссер, а как оператор. Игорь Вейштагин ко мне пришел и сказал: Толик, есть такая идея, так и так. И с этого момента я начинаю быть в курсе, становлюсь очевидцем событий. Игорь Вейштагин приносит мне альбом художника Любарова. Очень интересные работы, очень красивые, очень своеобразные. Игорь Вейштагин говорит: Я хочу, чтобы это было что-то похожее на Любарова. Я говорю: Ты мне можешь дать брошюру хотя бы на один день. Он отвечает: Хорошо.

А у меня в квартире ремонт идет, всего то свободного места - маленький столик на кухне. Я лампу поставил, потом подумал, какую бумагу взять. Долго выбирал, нашел подходящую, нарисовал эскизы. Приблизительно А3-формат. Четыре картинки нарисовал: первая картинка, это человек, который рубит сук, на котором сидит, вторая картинка, это два мужика, которые пилят бревно, еще одна картинка, где монтажника на столбе бьет высоковольтным током, а внизу его невеста стоит. Я взял у Любарова, все, что было ценным, и адаптировал под мультипликацию, потому что у него не анимационные персонажи. Они красивые, но их нужно было немножко помять, что я и сделал. Я нарисовал эскизы, принес, ребята говорят: Ну что там у тебя, давай, показывай! Я показал, они забегали, засуетились, давай срочно рамки покупать. Вставили работы в рамки, и Олег поехал их продавать заказчику. На следующий день приезжает: В общем, полсуммы у нас есть! Они дали предоплату. Зашибись! Рисунки их покорили, они дрались между собой, у кого дома рисунки будут висеть на стене, и договорились, что у каждого по очереди.

Я окунулся в работу, это было приблизительно около двух месяцев. Вертикальную компоновку, каждый план рисуется, делал, после этого нужно было рисовать фоны, фоны я тоже взял на себя. Прошло три месяца, и вроде бы я всю свою работу сделал, отдал ребятам. Олег Кузовков стал сканировать рисунки на компьютере, что-то дорисовывать, я даже не знал, что они там делают. Иногда они приглашали к себе в студию, они тогда сидели на Шаболовке, снимали там трехкомнатную квартиру, в одной комнате они поставили стол, печатную машинку, и снимали там игровую часть клипа. Человек, который печатает, это и есть Слава Ушаков, режиссер «Рамамба хару-мамбуру». Он играл, как актер. Вот кошку, которая там нарисована, это он рисовал. Все остальное я рисовал, а кошку, он говорит, я на себя возьму. Поэтому она немножко по стилю отличается. Но это сделано нарочито, чтобы показать, что это другое пространство. Но когда начали монтировать и смотреть, мне позвонил Олег Кузовков и сказал: Толик, у нас есть беда. Мне нужно срочно нарисовать трех котов (которые на подоконнике), первоначально этого куска вообще не было. Нужно нарисовать котов, как связь между настоящим и рисованным миром. Я нарисовал котов, ему понравилось, и мы сразу анимацию сделали. Это был мой первый опыт анимации, до этого я художником работал, а мультипликаты не делал, хотя я и закончил курс Татарского.

Через два дня он говорит: Подъезжай в студию! Я приехал, он говорит: мне нужно сделать эпизод, где доктор собирается. Он мне дал весь эпизод. Я нарисовал, как доктор собирается, Олег посмотрел и говорит: Отлично, надо было сразу все тебе отдавать, а то у нас 25 мультипликаторов, каждый делает, во что горазд. На этом моя работа закончилась.

Прошло в общей сложности четыре месяца, и мне позвонили, что по телевизору будет передача, связанная с возвращением Чистякова, и там будет презентация этого клипа. Это показывали по какому то метровому каналу, типа М1. Чистякова пригласили и в качестве подарка ему продемонстрировали этот клип. И тогда я по телевизору впервые увидел свою работу.

Леша Алексеев и Игорь Вейштагин сейчас работают в Венгрии, Олег Кузовков и Слава Ушаков работали в Америке, а сейчас вернулись в Москву.


Анатолий Тур

специально для сайта WWW.NOLHISTORY.RU