А почему это я всё про ихние да по ихние группы? Что же, на родной земле групп нет хороших? А вот и есть. А что это я всё про новомодные панки, миталлы да альтернативы? Не ужели классики как таковой не существует? А вот и есть, вот и существует. Да, и речь сейчас пойдёт о наших земляках, мало того что русских, так ещё и Петербуржцах, о группе, пик славы которой пришёлся на те славные времена, когда я ещё, как говориться, пешком под стол ходил, собственно, о группе Ноль.
Как мне показала практика, хоть имя дяди Фёдора Чистякова, да и самой команды Ноль знакомы далеко не всем, но вот нет человека на земле русской кто не слышал бы хрестоматийных "...просто я живу на улице Ленина, и меня зарубает время от времени", "...настоящему индейцу - завсегда везде ништяк!" или "...ид-у, *трытытытытын-тын-тын* ку-рю...". А ведь сии строки принадлежат именно дяде Фёдору. Как написано на сайте с официальной историей группы: "...именно "Ноль" в большей степени воплотил в себе смысл загадочного понятия, именуемого "русским роком". Основная, самая яркая часть истории группы, полностью совпала по датам с рассветом и закатом российской рок-музыки...". Увы, в период этой самой яркой истории группы я был совершенно бессовестным карапузом, и мало чего понимал не то что в русском роке, или фолке, а вообще в музыке, да и просто в жизни %) Впрочем о чём это я? Перейдём к самой группе. Инструментальный состав - тупо басс, барабаны, гитара и... баян. На самом деле благодаря ему и своеобразным сортирно-бытовым текстам сей вполне тривиальный русский рок и приобрёл форму эдакого полноценного фолк-панка (по крайней мере в моих глазах). Отсчитывать возраст группы можно чуть-ли не с 1982 года, когда Фёдор Чистяков (баян) и Алексей Николаев (ударные) встретились на школьной скамье. Через два года посредством коробок из-под обуви, микрофонов понатыренных у друзей и квартиры Фёдора увидела свет первая кассета дворовых песен коллектива Scarp, и сразу была принесена небезызвестному продюсеру Тропилло Андрею Владимировичу. Дядька продюсер узрел в ребятах талант, но посоветовал сменить название. Так и появилась группа Ноль...
Пожалуй сразу помечу что не буду заморачиваться на составе, т.к. он не раз менялся частично, кто-то уходил, кто-то возвращался, и т.п., просто скажу что почти сразу как группа сформировалась - на бассу был высоченный Дмитрий "Монстр" Гусаков, который как Фёдор и Николас так и был в группе до самого конца, лишь изредка отлучаясь. Переходя к творчеству - в 85ом был выпущен первый официальный альбом - "Музыка дрочёвых напильников", ещё не такой хитовый, и не с таким количеством баяна, но уже свежий и оригинальный по сравнению с тогдашними русскими рокерами. В следующем году дядя Фёдор и компания предстали на суд "Ленинградского рок-клуба", и пришлись всем на столько по нраву что безоговорочно и сами стали его членами. Потом были долгие разъезды по Черноголовкам, Москвам и даже Чехословакиям, а по возвращению выдали альбом "Сказки", и человеку не совсем чуждому русскому року или хотя бы "Нашему радио" должны быть знакомы песни про пушки, которые в зад, и болты, которые вперёд ;-) Потом - финляндия и "Северные Буги" (уже 90ый). Сам не знаю, мал был, но ходят слухи, особенно в тему о недавнем разогреве Алисы Оргией Праведников и закиданного бутылками Калугина - Ноль были единственной группой которые могли "сидя на попе и не дёргаясь" спокойно сдерживать фанатов (кхе-кхе, молчу) Алисы от всяких противозаконных действий, уж больно энергетика была... А вот тут уже и звёздный час - в 1991ом был выпущен, если можно так выразиться, самый хитовый альбом, "Песня о безответной любви к родине", куда и вошли все известные доселе стопроцентные хиты про индейцев, траву и пользу курения. Конечно, всяк рок-музыкант в душе Джим Моррисон. И Фёдор не исключение. Как уже было понятно по песням с этого альбома - с "наркотическими препаратами" у него крепкая дружба. Но сам по себе он человек хороший, каким был, таким и остался. И вот, в октябре 1992ого в наркотическом угаре им было совершено покушение на убийство некоей Ирины N., содержательнице нарко-притона в Комарово (ага, знакомые всё места :-) ). Сел в Кресты. Был суд. Признали психологически нездоровым и перевели в Скворцова-Степанова... В итоге год был вычеркнут из жизни. А в это время как-раз издаётся уже записанный альбом "Полундра", и песни там соответствующие, грустноватые и фаталистские довольно (чего только "Блуждающий Биоробот" стоит). Вот и вся блестящая карьера... Фёдор вышел из психушки, завязал с наркотой, и... присоединился к Свидетелям Иеговы. Музыку продолжил писать, и даже был "Фёдор Чистяков и Оркестр электрического фольклора" с тем же составом, но уже не то было, не так задорно, хоть и профессионально, не так весело, хоть и с умом, не так... хоть и... А сейчас вообще отставил баян и занялся видеомонтажом. Хотя нет, вот по первому каналу идёт сериал "Громовы" - он туда саундтрек писал. Судя по последним интервью - это были последние запланированные музыкальные работы. А жаль, такой талантище пропадает.
В общем прослушали вы познавательный курс про русский рок и фолк в нём. А теперь - материалы (как обычно - видео, аудио и т.п.).
Я перечисляю 10 любимых композиций, и объясняю чем же они мне так близки. Начнём.
1. Школа жизни - в школе, классе в 7ом меня эта песня просто-таки повергла в культурный шок, ничего круче я на тот момент не слышал. Скажем так, суровая правда жизни, как она есть. Мечтаю закаверить её хоть как-нибудь.
2. Доктор Хайдер - вообще, очень люблю Ноль за адовый угар, настоящий драйв и за то что они первый русский фолк-панк, какой он есть, уже тогда, в начале 80-х! И эта песня не исключение. Вообще не о чём, главный принцип т.н. "русского рока" стремится к нулю, но от этого не меньше хочется подкрикивать вместе с Чистяковым про то, что там начал доктор Хайдер делать.
3. Московский вокзал - раннее творчество. Одна из немногих песен, которые нравятся с альбома "Музыка Дрочёвых Напильников". И очень люблю за уже ставшую классикой фразу - "...вам даже не снилось, как сегодня нам лень".
4. Песня о настоящем индейце - что тут сказать, классика, хрестоматийное, тренд, попса - называйте как хотите, но песня классная, особенно на волне моего нынешнего увлечения диким западом :-D
5. Инвалид нулевой группы - а эту песенку можно просто как жизненное кредо использовать.
6. Вперед, болты - просто очень качёвая, вполне развратная и сложно устоять на месте, что ещё для счастья надо?
7. Деньги - тут можно сослаться на песню под номером 1. Очень классная. На самом деле под её описание каждый пункт подходит :-)
8. Улица Ленина - а эта песня просто про ВСЁ.
9. Коммунальные квартиры - где-то читал что Ноль - редчайший случай адекватного разогрева Алисы (а это значит что не то что бутылки в музыкантов не запускали, а они ещё и сами зажигать покруче хедлайнера могли). Как можно представить себе такое с баяном, бассом и ударными? Вот, думаю, с этой песней - вполне.
10. Говнорок - тут тоже можно сослаться на пункты 1-9 без всякого зазрения совести. Плюс это просто напросто гимн всей рок-музыки вообще, и на территории РФ в частности.