«Joy Division» на просторах нашей Родины

Сегодня никто не станет спорить, что «Joy Division» оказались самой влиятельной группой для музыки 80-х, 90-х и даже 00-х. Нынешний всплеск интереса к пост-панку лишний раз это доказывает. Взглянув на «Editors», «Interpol», «The Organ», сразу становиться ясно, откуда ноги растут. Однако стоит заглянуть и на нашу сцену. Какие группы породило влияние «Дивизиона Радости», а какие группы пришли к схожей атмосфере самостоятельно?

Начнем со времен «совка».

«Ноль»

Долгое время я не мог назвать подходящую альтернативу группе «Joy Division» на просторах СССР. Почти вся советская сцена конца 80-х - начала 90-х копировала западные образцы и в особенности образцы пост-панка. Ради примера можно провести некоторые параллели: «Кино», «Алиса» - «Sisters of Mercy» / «The Cure», «Агата Кристи» - «The Cure», Янка и «Великие Октябри» - «Siouxsie and the Banshees», «Дурное Влияние» - «Bauhaus», «Петля Нестерова» - «Echo and the Bunnymen», «Наутилус Помпилиус» - «U2» (ну грубо говоря) ... Однако у «Joy Division», у главной манчестерской иконы прямых аналогов не находилось. Конечно, на определенном этапе они оказали серьезное влияние на Егора Летова & Co (достаточно вспомнить "Последний концерт в Таллине", да и вообще серию альбомов 89-го года), но все же вряд ли ГО можно назвать аналогом JD. И как бы это не звучало дико на первый взгляд, очень близкой духу манчестерцев оказалась ленинградская группа «Ноль»(!!!). Да, да, именно эти пролетарского вида и несколько люмпенизированные ребята во главе с лихим Дядей Федором и его баяном – наиболее близкий аналог JD.

Ни по эстетике, ни по инструментарию эти группы не имели почти ничего общего, однако надрыв, с которым пел и играл Чистяков, его больная и искренняя лирика подростка, попавшего в жестокий и непонятный мир, и темные бездны, куда ему довелось заглянуть, ассоциируются именно с надрывом и безысходностью стихов Яна Кёртиса. Конечно, в данную параллель примешано и мое личное восприятие этих двух групп, которое началось примерно одновременно во время очередного кризиса, но ежели вам все равно это кажется диким, то хотя бы послушайте "She's lost control" и "Имя", где даже основная музыкальная тема одна и та же. Что примечательно, Чистяков с коллегами едва ли слышал JD.

Боль песен Чистякова и боль песен Кёртиса имеют одни и те же корни: одиночество, непонимание со стороны близких и окружающих, отчужденность, внутренние страхи и бесперспективность дальнейшей жизни, только в отличие от Кёртиса, Чистякову повезло больше, и он всё-таки смог не проиграть свой бой с жизнью и найти себя. Вот такая вот, на первый взгляд, странная и печальная параллель родилась в моей голове.

«Звуки Му»

Как и группа «Ноль», «Звуки Му» являются одной из самых самобытных русских групп. Не одно поколение андеграундных исполнителей черпало вдохновение в безумных ужимках Петра Мамонова, в интеллигентном и изящном саунде, одухотворенно-бытовой поэзии про бутылку водки и не только. «Звуки Му» – один из лучших примеров того, как можно играть самобытный русскоязычный пост-панк и нью-вейв, минуя всякие там влияния Запада. Не даром они привлекли Брайана Ино, который, как известно, отличался тонким вкусом.

С JD «Звуки Му» роднит, прежде всего, атмосферная и релаксирующая составляющая песен. Правда, это касается лишь студийных записей москвичей, так как на концертах они были близки уже к каким-то панковым и скоморошеским вещам в духе Марка Смита из «The Fall».

«Химера» и П.Т.В.П.

«Химера» - одна из самых первых и, наверное, самых оригинальных русских альтернативных групп начала 90-х годов, взращенных питерским клубом «Там-Там» - возникла тоже не без влияния групп с туманного Альбиона, и в особенности JD. Когда слушаешь их первый альбом – «Zudwa», создается впечатление, что именно так должны бы были звучать манчестерцы в эпоху гранджа и хард-кора. Очень жаль, что действительно сказочная музыка «Химеры» ограничилась всего лишь двумя студийными альбомами и оборвалась со смертью их лидера Эдуарда Старкова, хотя в какой-то степени продолжателями их традиций стала выборгская группа П.Т.В.П., в которой Эдик был первым барабанщиком.

Вокалист «Последних Танков В Париже» Алексей Никонов позиционирует себя в первую очередь как поэта, и в общем не зря, так как в его песнях именно стихи, а не тексты. На сегодняшний день Никонов – один из самых сильных русских поэтов. Стиль группы музыканты характеризуют как «спагетти-панк», однако при этом сильно лукавят, так как по большому счету играют они именно пост-панк, пусть сильно осовремененный, жесткий, местами хардкоровый, но на принципиально новом витке. Последний альбом П.Т.В.П. «Зеркало» так вообще явился прямым наследником пост-панка в духе «Joy Division», «Bauhaus» и «The Cure».

«Банда Четырех»

В начале девяностых первая группа Ильи Милошенкова «Резервация Здесь», более известного как Сантим, собирала в московских клубах 100-200 человек без всякой рекламы, что уже говорит о том, что группа была с большим потенциалом. Звучание группы было весьма паршивым и напоминало «Exploited», но уже тогда выделялась экзистенциальная лирика, что отсылало не только к сибирской школе отечественного панка и пост-панка, но и напрямую к «Joy Division», которые, по словам Сантима, оказали на него очень сильное влияние.

К середине 90-х «Резервация Здесь» закономерно распалась, и на смену ей появилась культовая московская группа «Банда Четырех», которую Сантим собрал при помощи Константина Мишина и Экзича, которые на тот момент уже знали толк в пост-панке, переиграв в таких командах, как «Ожог» и «Огонь». Особенно популярна группа одно время была не столько у панков, сколько у футбольных фанатов и скинхедов, чему способствовала как искренняя любовь группы к футболу, так и националистическая окраска группы, которая одно время по примеру Летова поддерживала НБП и Лимонова.

«Банда Четырех», так же как и «Ноль» – наиболее близкая к JD русская группа, которая при этом не потеряла своей самобытности, опиралась на сибирскую школу в лице ГО, Ника Рок-н-ролла, «Инструкции по выживанию», Янки и «Великих Октябрей» и т.д. Что делает эту группу особенно близкой к манчестерцам, так это тема большого индустриального города, которая сквозит в каждой песне Сантима. Москва предстает перед нами многоликой и многогранной, она разная, и её образы перетекают из альбома в альбом. К сожалению, в настоящее время «Банды Четырех» не существует, и Сантим выступает в основном в акустике с Константином Мишиным под вывеской «Резервация Здесь».

Так что и на нашей земле «Дивизия Радости» дала достойные плоды и нашла единомышленников. Если говорить о нынешней московской сцене, то она дала достойные плоды в лице групп: «Ожог», «Затерянные в космосе», «Тут Как Тут» (ТКТ), «Lazy Pills», «Zuboff Sex Shop», «Restraurant», «Пора Кончать», «Вынужденные Колебания», «Trash Can Leaves», «Black Pond». Надеюсь, будут давать достойные плоды и дальше.


Артём Бурцев

опубликовано в фэнзине "24 тусовщика"
09.11.2009