Сегодня никто не станет спорить, что «Joy Division» оказались самой влиятельной группой для музыки 80-х, 90-х и
даже 00-х. Нынешний всплеск интереса к пост-панку лишний раз это доказывает. Взглянув на «Editors», «Interpol»,
«The Organ», сразу становиться ясно, откуда ноги растут. Однако стоит заглянуть и на нашу сцену. Какие группы
породило влияние «Дивизиона Радости», а какие группы пришли к схожей атмосфере самостоятельно?
Начнем со времен «совка».
«Ноль»
Долгое время я не мог назвать подходящую альтернативу группе «Joy Division» на просторах СССР. Почти вся советская
сцена конца 80-х - начала 90-х копировала западные образцы и в особенности образцы пост-панка. Ради примера
можно провести некоторые параллели: «Кино», «Алиса» - «Sisters of Mercy» / «The Cure», «Агата Кристи» - «The Cure»,
Янка и «Великие Октябри» - «Siouxsie and the Banshees», «Дурное Влияние» - «Bauhaus», «Петля Нестерова» -
«Echo and the Bunnymen», «Наутилус Помпилиус» - «U2» (ну грубо говоря) ... Однако у «Joy Division», у главной
манчестерской иконы прямых аналогов не находилось. Конечно, на определенном этапе они оказали серьезное влияние
на Егора Летова & Co (достаточно вспомнить "Последний концерт в Таллине", да и вообще серию альбомов 89-го года),
но все же вряд ли ГО можно назвать аналогом JD. И как бы это не звучало дико на первый взгляд, очень близкой духу
манчестерцев оказалась ленинградская группа «Ноль»(!!!). Да, да, именно эти пролетарского вида и несколько
люмпенизированные ребята во главе с лихим Дядей Федором и его баяном – наиболее близкий аналог JD.
Ни по эстетике, ни по инструментарию эти группы не имели почти ничего общего, однако надрыв, с которым пел и играл
Чистяков, его больная и искренняя лирика подростка, попавшего в жестокий и непонятный мир, и темные бездны, куда
ему довелось заглянуть, ассоциируются именно с надрывом и безысходностью стихов Яна Кёртиса. Конечно, в данную
параллель примешано и мое личное восприятие этих двух групп, которое началось примерно одновременно во время
очередного кризиса, но ежели вам все равно это кажется диким, то хотя бы послушайте "She's lost control" и
"Имя", где даже основная музыкальная тема одна и та же. Что примечательно, Чистяков с коллегами едва ли слышал JD.
Боль песен Чистякова и боль песен Кёртиса имеют одни и те же корни: одиночество, непонимание со стороны близких и
окружающих, отчужденность, внутренние страхи и бесперспективность дальнейшей жизни, только в отличие от Кёртиса,
Чистякову повезло больше, и он всё-таки смог не проиграть свой бой с жизнью и найти себя.
Вот такая вот, на первый взгляд, странная и печальная параллель родилась в моей голове.
«Звуки Му»
Как и группа «Ноль», «Звуки Му» являются одной из самых самобытных русских групп. Не одно поколение андеграундных
исполнителей черпало вдохновение в безумных ужимках Петра Мамонова, в интеллигентном и изящном саунде,
одухотворенно-бытовой поэзии про бутылку водки и не только. «Звуки Му» – один из лучших примеров того,
как можно играть самобытный русскоязычный пост-панк и нью-вейв, минуя всякие там влияния Запада. Не даром
они привлекли Брайана Ино, который, как известно, отличался тонким вкусом.
С JD «Звуки Му» роднит, прежде всего, атмосферная и релаксирующая составляющая песен. Правда, это касается
лишь студийных записей москвичей, так как на концертах они были близки уже к каким-то панковым и скоморошеским
вещам в духе Марка Смита из «The Fall».
«Химера» и П.Т.В.П.
«Химера» - одна из самых первых и, наверное, самых оригинальных русских альтернативных групп начала 90-х годов,
взращенных питерским клубом «Там-Там» - возникла тоже не без влияния групп с туманного Альбиона, и в особенности
JD. Когда слушаешь их первый альбом – «Zudwa», создается впечатление, что именно так должны бы были звучать
манчестерцы в эпоху гранджа и хард-кора. Очень жаль, что действительно сказочная музыка «Химеры» ограничилась
всего лишь двумя студийными альбомами и оборвалась со смертью их лидера Эдуарда Старкова, хотя в какой-то степени
продолжателями их традиций стала выборгская группа П.Т.В.П., в которой Эдик был первым барабанщиком.
Вокалист «Последних Танков В Париже» Алексей Никонов позиционирует себя в первую очередь как поэта, и в общем
не зря, так как в его песнях именно стихи, а не тексты. На сегодняшний день Никонов – один из самых сильных
русских поэтов. Стиль группы музыканты характеризуют как «спагетти-панк», однако при этом сильно лукавят,
так как по большому счету играют они именно пост-панк, пусть сильно осовремененный, жесткий, местами хардкоровый,
но на принципиально новом витке. Последний альбом П.Т.В.П. «Зеркало» так вообще явился прямым наследником
пост-панка в духе «Joy Division», «Bauhaus» и «The Cure».
«Банда Четырех»
В начале девяностых первая группа Ильи Милошенкова «Резервация Здесь», более известного как Сантим, собирала в
московских клубах 100-200 человек без всякой рекламы, что уже говорит о том, что группа была с большим потенциалом.
Звучание группы было весьма паршивым и напоминало «Exploited», но уже тогда выделялась экзистенциальная лирика,
что отсылало не только к сибирской школе отечественного панка и пост-панка, но и напрямую к «Joy Division»,
которые, по словам Сантима, оказали на него очень сильное влияние.
К середине 90-х «Резервация Здесь» закономерно распалась, и на смену ей появилась культовая московская группа
«Банда Четырех», которую Сантим собрал при помощи Константина Мишина и Экзича, которые на тот момент уже знали
толк в пост-панке, переиграв в таких командах, как «Ожог» и «Огонь». Особенно популярна группа одно время была
не столько у панков, сколько у футбольных фанатов и скинхедов, чему способствовала как искренняя любовь группы
к футболу, так и националистическая окраска группы, которая одно время по примеру Летова поддерживала НБП и
Лимонова.
«Банда Четырех», так же как и «Ноль» – наиболее близкая к JD русская группа, которая при этом не потеряла своей
самобытности, опиралась на сибирскую школу в лице ГО, Ника Рок-н-ролла, «Инструкции по выживанию», Янки и
«Великих Октябрей» и т.д. Что делает эту группу особенно близкой к манчестерцам, так это тема большого
индустриального города, которая сквозит в каждой песне Сантима. Москва предстает перед нами многоликой и
многогранной, она разная, и её образы перетекают из альбома в альбом.
К сожалению, в настоящее время «Банды Четырех» не существует, и Сантим выступает в основном в акустике с
Константином Мишиным под вывеской «Резервация Здесь».
Так что и на нашей земле «Дивизия Радости» дала достойные плоды и нашла единомышленников. Если говорить о
нынешней московской сцене, то она дала достойные плоды в лице групп: «Ожог», «Затерянные в космосе»,
«Тут Как Тут» (ТКТ), «Lazy Pills», «Zuboff Sex Shop», «Restraurant», «Пора Кончать», «Вынужденные Колебания»,
«Trash Can Leaves», «Black Pond». Надеюсь, будут давать достойные плоды и дальше.