Уже не бунтарь

Экс-лидер группы "Ноль" Федор Чистяков завоевал в конце 80-х почти абсолютную любовь перестроечного поколения благодаря буйным и звонким песням, в которых прихотливо сплелись эротичный панк, взъерошенный арт-рок и резвые баянные наигрыши. Они были иногда душераздирающе печальными и даже безнадежными, и если оценивать их содержание формально, то получалось, что все вокруг плохо, а выхода нет.

Но люди, их слушавшие, парадоксально очищались и взбадривались - как от трескучего мороза. От этой злой и дерганой музыки хотелось жить, потому что она была талантлива и не подчинялась никаким законам. Но даже в самые молодые и бурные годы, попадая в студию, Чистяков показывал себя тонким музыкантом, способным мыслить не отдельными песнями, а целыми альбомами. Каждый диск "Ноля" звучал как полноценная драма, сюита, рассказ о жизни страны и людей.

То, что сейчас делает певец на сцене, потеряло привкус молодежного бунта, он теперь скорее напористый мейнстрим-рокер. На концерте в "Б2", во-первых, состоится презентация нового DVD+CD Чистякова и его новой группы F4Band "Улица Ленина. 20 лет спустя". Во-вторых, будет презентован виниловый альбом "Дежавю", и это событие достойно особого внимания. "Держа в руках этот винил, я вновь ощущаю трепетное чувство, как в давние 80-е держал в руках диковинные "заморские" пластинки, - говорит Чистяков. - Было решено принципиально не оцифровывать этот винил и не использовать именно эту запись где-то еще. Винил не засунешь в привод и не сделаешь копию на болванке!" В-третьих, примерно год назад состоялись первые концерты Федора Чистякова, ознаменовавшие возвращение музыканта на большую сцену, - 12 декабря 2009 года в городе Туле, в ДК железнодорожников состоялся первый после почти пятилетнего перерыва концерт Чистякова, а через неделю Федор выступил в Москве в самом большом на тот момент клубе "Б1".

Репертуар артиста сейчас довольно эклектичен - в нем есть новые вещи, есть кавера советских песен и хиты из 80-х. Например, в одной связке звучат композиция Майка Науменко "Молодежная философская" и знаменитая тема "Время, вперед!" Георгия Свиридова. По-прежнему Федор исполняет знаменитую песню "Человек и кошка", прозвучавшую в фильме "Стиляги" в исполнении Сергея Гармаша. Впрочем, теперь у Чистякова есть альтернативная композиция "Кошка и человек" - гораздо более позитивная. А вот популярнейшие "Иду, курю" и "Песню настоящего индейца" дядя Федор больше не поет, это определяется его вероисповеданием - артист нашел духовный покой в рядах "Свидетелей Иеговы".

И "живьем", и на презентуемых записях можно услышать композиции "Ондатр", "Улица Ленина. 20 лет спустя", "Когда проснется Бах", пахмутовский "Старый клен" и "Представь себе" - фантазию на песню Джона Леннона. Прозвучит и несколько песен, до этого не исполнявшихся в Москве.

Чистяков - эдакое солнце русской рок-музыки конца XX века - бедовое, иногда словно закрытое тучами. Причем его имя всегда - с появления во второй половине 80-х годов - было на слуху. Сначала на всех магнитофонах страны, затем на концертах по всему Союзу, а потом и в криминальной хронике - музыкант посчитал знакомую женщину ведьмой и напал на нее с ножом.

Но пребывание Федора в тюрьме и в психиатрической больнице и последовавший затем уход в секту не изменили главного в его музыке. Его творчество, как в общем-то и его жизнь, подобно народной песне, выразило противоречия и странность эпохи, в которой мы живем.


Александр В. Волков

опубликовано в газете «Известия. Неделя»
http://week.izvestia.ru/concerts/article12635

24.12.2010