Когда просыпается Бах

Прежде чем укатить в тур по безответно любимой родине, Федор Чистяков отыграл концерт в столице. В воскресенье клуб "Икра" был укомплектован под завязку. Еще до начала концерта, было достаточно одного беглого взгляда на приклеенный к монитору сетлист, чтобы понять – концерт будет что надо! Играли все хиты, не исключая песню "Человек и кошка", которую Чистяков метко обозвал "народное караоке".

У Чистякова взгляд голливудского актера с рекламного плаката (новый блокбастер "Ондатр"). Он гладко выбрит "и с каждой минутой, похоже, становится все моложе". Уже после первых двух песен ("Ондатр" и "Старый Джон Белл") очевидно: Федор Чистяков находится в прекрасной творческой форме. Чистяков Бэнд сыгран, отрепетировано 17 песен (правда дадут ему сыграть лишь 16 - как же, ведь время поджимает, хипстерская дискотека должна начаться в полночь). Но это уже больше, чем 13, сыгранные на предыдущем концерте в «Б1». В середине программной песни "Старый Джон Белл" Чистяков вскакивает с места и кажется - готов пуститься в присядку, но места на сцене камерного клуба маловато. В этом ондатороподобном монстре "Чистякоff" заключена своеобразная артистичность. Он перевоплощается не в персонажа песни, Федор воплощается в звук своего баяна, он - живая иллюстрация к звуку. Его безумие не внешнее, как у Гарика Сукачева, но внутреннее. Он встает с баяном, чтобы, как кажется, лихо притопнуть, но на самом деле этот отчаянный притоп лишь отражается легкой судорогой на его лице. Ему уже и не нужно лихо танцевать. В этом его выражении лица больше танца, чем в самом танце. Он вскакивает со стула, и этим порывом "сейчас как застучу!" воплощает саму идею танца. Его застывшее лицо и взгляд, обращенный к зрителю, пробирает насквозь.

После двух лучших песен постнулевого периода играют "Доктор Хайдер", "Цикорий", "Улица Ленина", "Трамваи", полный набор нулевых хитов из альбома "Песня о безответной любви к родине". И кажется даже: ну что после такого альбомы можно было написать? Какую еще такую, более гениальную музыку? Кто ж спорит – альбом был гениальным. Он был создан в единой музыкальной манере и был идеальным воплощением "Ноля" ранних 90-х. Для нынешнего Чистякова эти песни и этот стиль – всего лишь одна из красок в палитре.

В его звучании сохранилась первозданная свежесть русского рок-н-ролла 80-х и общий музыкальный дух того времени, когда еще непонятно было, кто станет Цоем, кто БГ, кто Науменко. И все рок-герои были подобны лицеистами: неизвестно, кто станет Пушкиным, а кто Дельвигом. Музыкальный процесс месили как тесто, что-то отрубали, что-то добавляли. И было неизвестно, по какому путь каждый из рок-героев в частности и вся русская музыка в целом.

И эта первозданность воспроизводится на концерте Чистякова не ностальгически, не спекулятивно, но как современное звучание музыки. С такой аукцЫоновской фри-джазовостью, с таким летовским безумием. И сейчас Чистяков достиг той просветленности в аранжировках, что может использовать и тончайше смешивать разные приемы и жанры. Он вышел из рамок своего прежнего стиля "безответной любви к родине", и у него появилась та широта и мощь, которая позволяет ему адаптировать любой музыкальный материал. Фольклор, Бах, рок-боевик, детская песенка, эстрадный шлягер – пожалуйста! Все перемалывается, как в мясорубке, и даже детский стишок ("просто приходил Сережка, поиграли мы немножко") превращается в фирменный чистяковский абсурд, "игру в чепуху".

Так он поступает и наследием группы "Ноль". Те же "Трамваи" в их сегодняшнем исполнении – фактически новая песня. Это единственный верный способ как можно поступать с очень старыми песнями, которые просят на каждом концерте, но играть их артисту уже приелось. Такие песни нужно писать заново, что и делает Чистяков. Высший пилотаж в осмыслении своего творчества. В качестве примера просится концерт Земфиры в "Зеленом театре", примечательный именно благодаря совершенно новому звучанию старых песен.

Играют "Когда проснется Бах", песню со сложной судьбой, песню с альбома так и не принятого костной рок-н-ролльной публикой в 97-ом. Но и эта песня слушается сейчас гармонично. Бах проснулся! Федор Чистяков Бэнд продемонстрировал мощный потенциал, и это не просто вернувшийся на сцену Федя, глядите - жив живехонек! Это новый большой артист сегодняшнего дня. И то, что биографически он совпадает с персонажем 20 летней давности - это превратности календарей. Меломаны слишком любят прошлое. Но следовало бы чаще заглядывать в будущее. Хотелось бы, чтобы у Федор Чистяков Бэнд появились бы новые 15-ти летние поклонники, которые брали бы приступом кассы Лужников и сметали бы с прилавков каждую новую пластинку, и о старых альбомах они узнавали бы только благодаря их своевременному переизданию. Кстати, молодых поклонников навалом у таких старых групп как "Алиса", "АукцЫон", "Аквариум", средняя аудитория которых – школьники старших классов, что никак не отнимает у той же "Алисы" любовь прожженных меломанов, бережно сдувающих пыль с виниловых пластинок.

Итог концерта прост - Федор Чистяков вернулся всерьез и надолго. И теперь это один из немногих наших артистов, на все концерты которого без исключения можно ходить, потому что эта музыка нужна как воздух.


Яша ВЕТКИН

опубликовано на сайте "ЗВУКИ.РУ"
http://www.zvuki.ru/R/P/21810/

02.02.2010