В год, когда я родилась, группа «Ноль» записала свой первый альбом. В год, когда я начала более менее сознательно относиться к жизни, группа «Ноль» прекратила свое существование. Есть о чем сожалеть. Но, думаете, вернуться в прошлое невозможно?
14 февраля «Авиатору» было от чего заполниться до краев. Музыкант, безответно влюбленный в родину, в день всех влюбленных вышел на сцену. Черная рубашка под горло, черные брюки, черные ботинки. Весьма аскетично. Отрешенные ледяные глаза, страшно было встретиться взглядом (спрашивала после тех, кто был в этот день в клубе - не мне одной), было там что-то пугающее. Но больше поразил отпечаток грусти, даже когда Федор скромно улыбался. Будто было что-то в прошлом, такое страшное, о чем постоянно помнишь. Поразил контраст, представляемый музыкантами, сопровождавшими выступление экс-лидера «Ноля». От питерцев веяло той важностью и осознанием собственной значимости, которая появляется, когда музыканта можно назвать профессионалом своего дела. Кто из наших рокеров умеет так гармонично смешивать русский фольклор и блюз? Федор Чистяков, баянист номер один на российской рок-сцене, держался скромно и сдержано. Душевная простота, отсутствие помпезности и снобизма. Вот такой разительный контраст. Лебедь, рак и щука, представляемые бас-гитарой (Сергей Никифоров), соло-гитарой (Алексей Смирнов) и баяном (Федор Чистяков), в течение вечера пытались тянуть свой угол одеяла на себя. Только Сергей Стародубцев (мандолина, стил) и Игорь Левкин (барабаны) вели себя под стать, не оттягивая ненужного внимания на свои персоны, молча делали дело.
Начали с фанкового «Ондатра», песни-нелепицы. Представив публике программу «Доктор Хайдер снова начал есть», группа спела одноименную песню. И всем сразу стало ясно, что Доктор Хайдер восстал из мертвых, вот он живее всех живых, на сцене, после многолетнего табу на свое прошлое творчество, рвется в бой, готовый доказать каждому, что списывать в утиль еще рановато! Да что там! Следующей песней Федор подтверждает свое отменное расположение духа:
«Вы слышали новость,
Старый Джон Белл недавно болел.
Не было зрелища этого хуже.
Но вот наконец, печален конец,
Не только здоров он, но даже к тому же
С каждой минутой, похоже,
Становится всё моложе
Старый Джон Белл.
Снова пружинистым стало тело,
Зубов настоящих опять тридцать два.
В глазах появилась опять синева.
К среде соскользнули годы его
С шестидесяти до двадцати одного,
Он пляшет опять лучше многих парней».
И это удивительно - на глазах всего зала чопорность и серьезность стали подтаивать.
«Но время шло и годы летели, и кружилась судьба.
И чем дальше, тем было яснее, что дорога ведёт в никуда.
Но музыка всё играет, но уже не чарует меня.
И без сожаления я покидаю те песни, что сводят с ума».
Строчки «Блюза кубинского негра» подтверждают, что Федор вернулся, но в новом качестве. Было ясно как сон, что вряд ли музыкант с его нынешними взглядами исполнит теперь такие хиты как «Иду. Курю» или «Песню о настоящем индейце».
Повесив в воздухе интригу, оставив музыкантов доигрывать песню, Федор загадочно скрылся за кулисами (но обещал вернуться!). То, что случилось потом, привело клуб в волнение и заставило крутиться лопасти нашего «самолета» с бешеной скоростью. Пред нами предстал во всей своей красе, сбросив пару десятков, суровость и аскезы, босоногий Федор в тельняшке и с фирменным румянцем на щеках.
Ох, как отрывался зал! Как неистовствовал Федор! Словно проверяя публику на прочность, вставал со стула, походил к краю сцены и разворачивал меха на 180 градусов. Поток энергетики сшибал, разжигал, бурлил, согревал, ноги пускались в пляс. «Цикория», «Улицу Ленина» пел народный хор авиационных войск Удмуртии! Песня «Имя» каждый раз обрастает новым смыслом. Строчки «Вот так потерял свое имя» - воспоминание о безбашеной молодости, когда уходили «в темный омут с головой». Оставив задумчиво «трамваи помирать», Чистяков вновь скрылся за кулисами.
На сей раз Федор предстал во всем белом. И начал со светлой, жизнеутверждающей «Когда проснется Бах».
«И снова - двадцать лет,
Какая это радость - видеть свет,
Когда так долго стояла темнота».
Отметим опять упоминание про 20 лет. Киньте в меня камнем те, кто скажет, что в этот вечер на сцене «Авиатора» был 42-летний мужчина!
Далее концертную программу продолжили наивные «Подледный лов» и «Самый красивый цветок». Зря Федор сказал, что за пределами Питера небо ясное. Думаю, песня «Кислотный дождь» для ижевчан тоже весьма актуальна. Вложив душу в исполнение этой песни, следующую, которую многие так ждали, - «Человек и кошка» - Федор спел совсем без энтузиазма. Правильнее будет сказать, что зал домучил эту песню сам. Потому как Федор даже проигрыши не везде удосужил себя исполнить. По мне так лучше вообще не петь, чем так. «Старый клен» получился заметно теплее, потому как эта песня Чистякову нравится.
То, что было потом - это череда нескончаемых выходов на бис. Песня «Мама приходит с работы» получилась в виде игры с залом, напомнив утренник в детском саду, зато с какой искренностью зал отвечал «Да!» или «Нет!» Ну и куда ж без визитной карточки «Ноля» - «Инвалид нулевой группы». После этой отрывной песни у Федора сил зажигать не осталось, и в ход пошли спокойные песни, исполнять которые можно было сидя на стуле. Актуальная по погоде «Медведь», сказочная «Рады, рады, рады»… «Все будет хорошо» - пел Федор, оставшись один на один с публикой. Аутотренинг под руководством целителя прошел на ура. «Ижевское караоке супер! Я такого еще не слышал!» - восхитился Федор Чистяков. На этой счастливой ноте и закончился концерт, после которого желающие могли сфотографироваться с Федором и взять у него автографы.
Мы тоже не преминули воспользоваться таким уникальным шансом. И что там подписи, больше всего, конечно, хотелось посмотреть на Федора вне сцены. Когда подошла моя очередь, я сделала шаг к легенде советско-российской рок-сцены и всего-то и сказала «Здравствуйте, Федор». На меня смотрели ясные потеплевшие живые глаза.
Марина Корсакова
опубликовано на сайте fanlife.ru
http://fanlife.ru/reviews/view/1404