"Главное – "поймать" общую картину": Федор Чистяков в Израиле.
Интервью


На этой неделе, 24 февраля, в Израиле выступит легендарный Федор Чистяков, создатель культовой питерской рок-группы "Ноль". Группа распалась почти двадцать лет назад, но ее песни, такие как "Человек и кошка", "Школа жизни", "Песня о настоящем индейце" и другие, с тех пор стали поистине народными.

У самого Чистякова судьба сложилась нелегко – будучи лидером одного из самых самобытных российских коллективов, он пережил все, начиная от стадионных концертов и вплоть до наркозависимости и тюрьмы на пике своей славы. Впоследствии, выйдя на свободу и уйдя с головой в религию, он полностью отошел от музыки, которая, не взирая на судьбу автора, уже давно живет собственной жизнью – его песни до сих пор можно услышать на застольях, по радио и в кино (не так давно песню "Человек и Кошка" исполнил Сергей Гармаш в нашумевшем фильме "Стиляги").

И вот, в конце прошлого года, настолько же неожиданно, насколько в свое время оборвался взлет группы "Ноль", Федор Чистяков вновь взял в руки баян и вышел с ним на сцену, чтобы снова петь свои старые песни.

В преддверие израильского концерта интервью у Федора Чистякова взял журналист Виктор Левин. Автор любезно предоставил текст интервью редакции NEWSru.co.il.

- В одном из недавних интервью с вами в российской прессе промелькнула фраза о том, что если бы у вас было неограниченное количество денег и, соответственно, возможность не думать о том, чем зарабатывать себе на жизнь, вы бы оставили музыку и занялись исключительно миссионерской деятельностью. Значит ли это, что вы не получаете больше удовлетворения от занятий музыкой, от своих появлений на сцене? Что для вас сейчас занятия музыкой? Способ прокормить семью или все же нечто другое?

- Если уж комментировать мое высказывание в том интервью, то, честно говоря, я вообще не люблю такого рода вопросы. Я впоследствии неоднократно вспоминал этот ответ, и, скорее всего, он был не самым удачным, потому что сам вопрос относится к разряду "если бы да кабы...", когда, как правило, рисуют фантастическую ситуацию, которую трудно себе даже представить. Но смысл вопроса понятен – журналист хотел выяснить, какие у меня взаимоотношения с музыкой на данный момент. Конечно же, я получаю удовольствие от занятий музыкой, мне все это очень нравится, и вообще, я творческий человек. А мое высказывание ни в коем случае не означает того, что мне этим не интересно заниматься. Просто при принятии каких-то жизненных решений мы не всегда руководствуемся соображениями такого плана: "это мне нравится, а это мне не нравится, вот это я хочу – и оно у меня будет, а вот этого я не хочу – и его у меня не будет". Кроме этого существуют соображения и другого порядка, например, важность той или иной деятельности.

- У меня в моей жизни помимо музыки есть и другие приоритеты. Например – семья, работа, личные увлечения, своя духовная жизнь, религиозные, можно сказать, обязанности. Поэтому все свое время приходится делить на своего рода блоки – вот эта сфера съедает столько-то времени, эта – столько-то, и зачастую не получается уделять времени даже элементарному общению с семьей. Например, сейчас я занят музыкой, поднимаю весь этот проект, "ЧистякOFF Бэнд", практически с нуля, и все это требует настолько сильной концентрации на предмете, что все остальное я пока что успеваю постольку-поскольку. И, конечно, это положение дел меня не до конца устраивает, ведь в моей жизни есть и другие вещи, которые я считаю не менее важными, и, на самом деле, именно это я и хотел подчеркнуть тем своим высказыванием. И уж ни в коем случае я не имел ввиду, что мне совсем не интересно заниматься музыкой.

- Понятно, что большинство вашей публики знает вас и ваше творчество по записям группы "Ноль". Тем не менее, хотелось бы узнать, какую бы публику в идеале вы бы хотели видеть в зале на концертах – ту старую публику, которая знает наизусть все песни еще со времен группы "Ноль", или же ту, которая знакомится с вашим творчеством только сейчас, и пытается полюбить как ваши "нолевские", так "пост-нолевские" песни?

- Последние концерты, которые проходили в России, получили очень хорошие отклики, и те люди, которые на эти концерты приходили – это была очень разношерстная публика. Все проходило очень гармонично, и, как мне кажется, нашу публику нужно делить не по такому принципу – те которые любят старое, и те которые любят новое – будто бы в этом есть какое-то противопоставление двух лагерей, между которыми не может быть чего-то общего. Скорее, мне хочется видеть на концертах таких людей, которые готовы прийти на концерт и не только требовать каких-то своих любимых песен, а и быть готовыми услышать что-то новое для себя.

- У нас, в общем-то, очень музыкальная группа. Мои многие композиции изначально отталкивались именно от музыки, а тексты писались позже – как тексты к уже существующей музыке. Хотя и можно сказать, что в моем творчестве есть несколько таких песен, которые условно можно назвать "блатняком" – такие как "Песня о настоящем индейце", "Иду курю", и, тем не менее, основная и значительная часть моего творчества – это совсем другая музыка. Например, у нас много импровизационных моментов, есть и инструментальные композиции, поэтому очень хорошо, когда публика готова слушать нас и следовать за нами, а не "рулить" нами. И тогда все получается отлично, потому что когда наши концерты проходят в полном согласии с пришедшими – тогда такими выступлениями в конечном итоге остаются довольны как музыканты, так и зрители.

- То есть, для вас имеют большое значение контакт с публикой в зале и ее реакция? Я спрашиваю, потому что знаком и с такими музыкантами, которых абсолютно не волнует, что происходит в зале.

- Для нас это имеет очень большое значение. Недавно у нас был один тяжелый концерт. Какая-то часть пришедшей публики постоянно просила исполнить какие-то любимые ими песни, и, с другой стороны, эти люди абсолютно не воспринимали то, что происходит на сцене. В одной из композиций мы сделали сознательно тихое место, "провалили" звук, и в этот момент очень хорошо было слышно, что люди в зале просто-напросто общаются между собой. Хотелось встать и спросить "А мы вам вообще не мешаем здесь?". Вот в таких случаях совершенно пропадает желание что-либо творить, потому что кажется, что все, что ты делаешь, улетает куда-то в трубу. Мне это видится выражением какого-то неодобрения, потому что если вам настолько скучно, что вы разговариваете, то совершенно непонятно, чем же мы там на сцене вообще занимаемся.

- Кстати говоря, среди большинства восторженных отзывов о ваших недавних российских концертах, есть несколько таких, в которых упоминается о том, что в некоторые моменты (как правило, во время исполнения "нолевских" песен), вы вдруг начинаете играть с необычайно печальным и грустным видом. Это связано именно с тем, о чем вы сейчас рассказали, или как-то связано именно с репертуаром группы "Ноль", который, возможно, вызывает у вас какие-то особенные ассоциации или чувства? Или это вообще людям только показалось?

- Исполнение песен группы "Ноль", действительно, порой у меня вызывает очень сложные и смешанные чувства. Новая программа, которая была подготовлена с новым составом, – это своего рода эксперимент, и с самого начала не очень было понятно, как это будет выглядеть, и все это было чрезвычайно сильным впечатлением не только для публики, но и для меня самого. Например, сейчас, по прошествии уже нескольких концертов, когда наша программа уже усовершенствована и накатана, и когда какие-то неудачные моменты уже в прошлом, все это начинает выглядеть более уверенно и однозначно.

- Так все-таки, для вас имеет значение, играете ли вы со сцены "нолевский" материал или новые песни?

- После того, как песни записаны в концертную программу, они рассматриваются уже как часть общего действа, и для меня не имеет значение, из старого материала эти песни или из более нового. Можно сказать, что вот это "старое" творчество – оно само по себе представляет собой очень глубокую колею, из которой сложно выскочить. При этом, есть определенная часть публики, которая, главным образом, готова меня видеть только в качестве такого исполнителя, который просто исполняет их любимые песни – ровно то, что бы они хотели услышать, включая самые разные песни из репертуара группы "Ноль". И их совершенно не заботит, как я отношусь к тем вещам, о которых в этих песнях говорится. Иными словами, потребительское отношение такого рода: "А почему вот этого нет? Мы ведь заказывали, а нам не дают!". Получается, что роль меня как личности в этом процессе сводится к функциям музыкального автомата – мол, он должен выдать для публики те или иные песни, а все что он там думает о них, – это уже вопрос десятый. И когда такое происходит в зале, мне, действительно, уже не очень весело.

- А что вам самому наиболее близко из всей той музыки, что вы написали за прошедшие 25 лет? Какой из альбомов вам больше всего нравится?

- С одной стороны, по прошествии времени, я все больше понимаю, что альбом "Песня о безответной любви к Родине" действительно оказался очень удачным, причем, нельзя сказать, что вложено в него было много труда, да и записывался он в студии, где были те или иные проблемы с оборудованием. Но сейчас, слушая эти песни, я начинаю понимать, что все они очень правильно сделаны – удивительным образом все оказалось на своем месте – хороший баланс инструментов, отсутствие "переборов" со всевозможными проигрышами, все предельно ясно и понятно звучит, да и практически все песни, входящие туда, оказались хитовыми. И со всем этим сложно не согласиться. С другой стороны, я не могу сказать, что это мой любимый альбом. Потому что лично для меня и для моего личностного ощущения альбом "Полундра" имел большую значимость, возможно – благодаря какому-то самовыражению, что ли.

- Даже и сейчас вы так считаете? Он же очень страшный, этот альбом.

- Значимость он имеет именно потому, что я в свое время себя в этот альбом вкладывал, он написан практически кровью. Один критик написал, что, возможно, это лучший альбом группы "Ноль", но слушать его невозможно. И я его понимаю, потому что переслушивать его не хочется, как не хочется, например, какое-то тяжелое кино смотреть для удовольствия. Я ни в коем случае не хочу сравнивать подобные вещи, но в свое время я посмотрел фильм "Страсти Христовы", и после просмотра он оставил исключительно сильные впечатления от увиденного, но я до сих пор не смог собраться духом пересмотреть его.

- Один мой ивритоязычный приятель не говорит и не понимает по-русски, но при этом он открыт к интересной и новой для себя музыке (например, он своего рода фанат группы "Аукцыон", и не пропускает ни одного их израильского концерта). Этот приятель спросил меня, будет ли ему интересно на концерте "Чистяков Бэнд", с учетом того, что он не поймет там ни слова. А что бы вы сами ответили на такой вопрос?

- Я думаю, что будет интересно, несомненно. У нас в России, да и вообще среди русскоговорящей публики, песни из репертуара группы "Ноль" очень популярны, как например "Человек и кошка". Но я сейчас начал размещать свои композиции на различных англоязычных ресурсах, и ту же песню "Человек и Кошка" я там, разумеется, не выкладываю, потому что нерусскоязычному слушателю она вряд ли будет интересна, и ничего вообще не скажет. Я размещаю там свое инструментальное творчество, и получаю очень много положительных откликов от нерусскоязычных людей. И, фактически, моя новая программа содержит такие композиции, где основную роль играет именно музыка, и даже при условии, что человек совсем не понимает русский язык, на концерте ему будет что послушать.

- Ваш израильский концерт будет отличаться от всех предыдущих российских концертов этого года, или же это всего лишь еще один концерт в вашем туре?

- Конечно, концерт в Израиле для меня – нечто особенное. Во-первых, я очень давно не выступал за пределами России. Во-вторых, даже когда с группой "Ноль" мы бывали в заграничных поездках в период с 89-го по 91-й год, то все приглашения были, как правило, от фестивалей, которые организовывались на волне интереса к русской музыке и к русской культуре вообще. Поэтому публика, перед которой мы играли, не была русскоязычной. В Израиле же ситуация совершенно другая, и, насколько я понимаю, основная часть публики будет понимать русский язык, поэтому для меня это будет совершенно новый опыт, да и вообще занятный для меня факт, что зарубежные поездки начались именно с Израиля. Я, безусловно, предвкушаю что-то новое, и какие-то новые и интересные для меня ощущения, конечно же, меня ждут.

- А что вам интересно будет увидеть в Израиле? Библейские места? Как вы себе представляете нашу страну и не боитесь ли разочароваться в своих представлениях?

- Я, конечно, понимаю: то, что я ожидаю увидеть, и то, что я увижу – это будут совершенно разные вещи. Мне было бы не столь интересно посмотреть какие-то музеи или церкви. Я могу предположить, что очень много вещей, которые и в Иерусалиме, и в Израиле сейчас существуют, и которые обычно показываются туристам – они уже генерировались на этой культуре в более поздние времена – как то мемориалы из гробниц или что-то подобное. И, возможно, эти вещи как таковые к этой истории имеют уже весьма опосредованное отношение, и уже являют собой что-то такое, что существует фактически для туристов. Поэтому мне было бы гораздо интереснее увидеть и прочувствовать современный Израиль, его дух и настрой, его культуру и жизнь. Ну и, конечно же, увидеть те места, которые действительно имеют отношение к истории, хотя бы и чисто географически. А на "консервы" мне смотреть не очень хочется. Главная задача – "поймать" общую картину и как-то ощутить ее.

- Что вы хотите сказать своим израильским слушателям в качестве напутствия перед концертом?

- Весь "ЧистякOFF Бэнд" ждет с нетерпением встречи с вами, и мы надеемся, что встреча эта принесет взаимную радость. Приходите.


Беседовал Виктор Левин

опубликовано на сайте newsru.co.il
http://newsru.co.il/rest/23feb2010/int_chistyakov_301.html

23.02.2010