«Отделение Выход». Релиз диска состоялся 1 октября. Сетевой релиз диска состоялся в октябре на сайте fchistyakov.ru.
«Я помню себя над дипломным проектом сидящим и ночи, и дни. Теперь дни и ночи тусовки и пьянки, и сейшена одни. Но я не жалею о том, что так стало, я не опустился на дно. Я верю, что только в наших подвалах широкое в мир окно». Нет, это не из альбома цитата, а из старой песни Александра Лаэртского. А вот пластинка «Updated 2012» иллюстрирует обратный процесс в творчестве Федора Чистякова: из подвалов и с сейшенов – к серьезности и умеренности. Не знаю, насколько уместно теперь вспоминать Дядю Федора середины 80-х. В его руках баян оказался самым рок-н-ролльным инструментом, он придумал термин «говнорок», а концерты группы «Ноль» по энергетике превосходили шоу нынешних героев альтернативной сцены. Профессионализма в этом, возможно было меньше, чем драйва – но, если переслушать старые альбомы (так и хотелось написать «кассеты») Чистякова, легко вспомнить, сколько прекрасных, классических песен он записал; и речь тут не только о «Человеке и кошке», «Настоящем индейце» и «Иду, курю». Взять, например, «Ехали по улице трамваи» или «Маленький цикорий»: совершенно прекрасное безумство. Или театр абсурда, если угодно.
Нет, все-таки безумство, потому что мы знаем, что было дальше. После лечения Федор Чистяков вернулся другим. Интерес к музыке у него время от времени появлялся и исчезал. Да и песни стали другими. Когда уж совсем было объявлено, что он решил посвятить себя искусству видеомонтажа, Чистяков неожиданно нашел подходящих аккомпаниаторов (из петербургской группы «Кафе», которая находилась в подвешенном состоянии из-за тяжб с московским продюсером) и получил мощный концертный состав. В этом же составе был записан «Updated 2012», необычное название которого вполне отражает его содержание. Это сборник – но не компиляция величайших хитов, а скорее сиквелов к ним. Здесь есть, например, песни «Кошка и человек» и «Улица Ленина 20 лет спустя», а также баянные вариации Федора на его излюбленную тему «Время, вперед» Георгия Свиридова. Кое-что, например, «Настоящий ондатр», перекочевало в «Апдейты» с более поздних проектов «пост-нолевого» Чистякова. А от себя времен «Ноля» Федор по-прежнему старательно абстрагируется; так, из сиквелов «старья» выхолощен разгульный настрой оригиналов, хотя в «Улице Ленина» солист однажды взвывает так, что напоминает Машу Распутину. Однако в остальном это весьма добропорядочный альбом, записанный профессиональными, талантливыми и изобретательными музыкантами, которые больше не позволяют себе пускаться не то что во все, но и вообще ни в какие тяжкие. Не знаю, как кому, но мне у нового Чистякова не хватает бешенства и исступления. Зачем хоронить тещу, если баяны никто не рвет?
Впрочем, если говорить не о музыке, а об индустрии, то технологии распространения пластинки дают большой материал для осмысления. Сам Федор Чистяков – вежливый, серьезный и умеренный господин средних лет – выложил на сайте подробнейший отчет о своем опыте сетевого релиза. Там есть статистика скачиваний, рейтинг песен и многое другое. Самое интересное – Чистяков без утайки сообщил, сколько денег заплатили ему благодарные слушатели, скачавшие этот альбом. Какие-то деньги перечислил каждый сотый, и общая сумма зашкалила… за триста долларов. «Думаю, что ежегодная запись альбомов - это не единственный путь для артиста и музыкальной группы, - резюмирует певец. - Более того, по моему мнению – малоэффективно. Не исключено, что «Updated 2012» станет для меня последним альбомом в привычном понимании». Что и требовалось доказать.
Алексей Мажаев
Опубликовано на сайте "InterMedia"
http://www.intermedia.ru/news/231067?page=1
04.10.2011