РОК-Н-РОЛЛЬЩИКИ

Фестиваль «Старый Новый Рок. На Волне-2011» (СНР) стал своеобразным зеркалом российской рок-музыки.

По большому счёту, его основная идея - представление на одной сцене групп разных времён, направлений и даже народов. Но в этот раз представление перешло фактически в сопоставление эпох и непроизвольное сравнение команд, разделённых несколькими десятилетиями. Ведь на фестивале встретились группы из разных пластов нашей истории. На одной сцене сыграли «Настя» и «Слот», «Урфин Джюс» и «Jane Air», «Чайф» и Noize MC.

Родители солистки «Слота» Дарии Ставрович, родившейся в 1986 году, ещё были юными, а Настя Полева («Настя») в то время уже была примой уральского рок-клуба. А спустя пару-тройку лет её песни знал весь Советский Союз. Александр Пантыкин, лидер группы «Урфин Джюс», вообще без комментариев - «дедушка» уральского рока, а ныне успешный композитор, музыка которого звучит во многих популярных российских фильмах. Да и сама группа ведёт свою историю с 1980 года. Ритм, мелодика, лексика, стиль у молодых и ветеранов рок-сцены различаются радикально. Но ведь и время другое. С каждым годом количество информации, впивающейся в наш мозг, увеличивается. И то, что раньше считалось психоделикой, сегодня по большому счету – вчерашний день. Сегодня, чтобы зацепить сознание своей аудитории, а это в первую очередь молодёжь, мало быть психоделичным, нужно быть настырнее, жёстче, агрессивнее. Это борьба за сознание, за внимание, за энергию. Возможно, именно поэтому в современной музыке всё жёстче бит, всё больше мата, всё быстрее ритм, а солисты всё чаще переходят на крик вплоть до ультразвука. Лобовая атака? Можно и так сказать. И такая атака срабатывает. Но вот что интересно: ту же «Настю» нынешняя молодёжь встречала на ура. Все подходы к сцене в её выступление были плотно забиты. Ей подпевали! Не Дарии Ставрович, а Насте Полевой. Брались за руки, раскачивались в ритм и пели. И это явно не ностальгия. Ну откуда у нынешних студентов может быть ностальгия по группе, которая абсолютно непублична, а родилась тыщу лет назад?! Наверное, можно сказать так, что здесь затрагиваются другие, что ли, рецепторы сознания. Но, на мой взгляд, в добром старом роке есть то, чего не хватает нам сегодня, и что «всплывает» в душе и сердце под эти слова и аккорды: любовь, доброта, вера, искренность...

Однако эмоции и раздумья одно, а репортаж другое. Поэтому возвращаемся к действу. Из тех, кого раньше не довелось слышать и кто зацепил - «Рабфак» и «Карамазовы Life». Обе команды из Екатеринбурга. Первые поразили стилем, текстами с буквально таки анархо-синдикалистским подходом. Социальный рок? Полит-панк? Скорее, нечто особенное, уникальное. Широко популярными они стали не так давно, после того, как начали выкладывать на «You Tube» свои ролики. На широкую публику концертов практически не давали. И выступление на фестивале стало, пожалуй, первым масштабным. «Карамазовы...» же - очень мелодичный коллектив. Яркие приджазованные композиции. Сочный женский вокал. Цепляющие обертона. Исполнения на два голоса (в составе коллектива две вокалистки). Очень красиво. Напоминает московскую джазовую команду «Латте». Так и представляешь: камерный зал, тонкий дым сигары, в бокале выдержанное виски с тающим кусочком льда, на маленькой сцене «Карамазовы Life»... и ничего больше не надо.

Один из главных героев «СНР-2011», безусловно, Фёдор Чистяков («Ноль»). Фёдор - это новая волна рок-н-ролла в России, увлечение расширением сознания вплоть до саморазрушения и дикая свобода. А относительно Фёдора это ещё и тюрьма, и принудительное лечение в психиатрической клинике. В сердце многих из нас до сих пор жив его гимн тем дням - «Песня о настоящем индейце», вошедшая в топ «100 лучших песен русского рока». Но всё - былое. Вновь появившись пару лет назад на большой сцене после долгого отсутствия, он сразу заявил, что «пронаркоманские» песни вроде «...индейца» больше не поёт. И не спел. А жаль. Но в любом случае его концертная программа на «СНР» стала отрадой для души.

Отдельная история нынешнего «СНР» - Noize MC. Ему удалось превратить фестиваль в рок-н-роллшоу. Во-первых - его совместная пресс-конференция с «Коррозией металла». Несколько раз лидер «Коррозии...» Сергей Троицкий (Паук) пытался донести до журналистов важные ему мысли, но язык подводил и речь понять было трудно, а тем более выловить в ней рациональное зерно. Такое, кстати, бывает под воздействием псилоцибина, когда нарушается речевая координация. Noize его останавливал: «Сергей, я рядом с тобой сижу, но даже я ни х... не понимаю». Сам же Noize, если уж брал слово, мог не отдавать его долго. Речь его была богата. Наполнена метафизическими параллелями. Устремлена в безбрежность сознания и силу могучего русского языка. Он был полон энергии. Он мог говорить и говорить. Такое, в свою очередь, тоже бывает после определенных употреблений. Тебя распирает. Надо двигаться, надо действовать. И чем масштабнее, тем лучше. А сидеть в тесном домике под давлением толпы журналистов - увольте. В конце концов, устав от всей этой официальщины, он просто сбежал в окно. За ним - Паук. А за этим вскоре наступило во-вторых - продолжение шоу. Он вышел к публике вместе со всеми посмотреть выступление «Jane Air». Но долго усидеть не смог. Дикий драйв группы сорвал его с места. Он забрался на сцену, и шоу продолжилось. Вне всякой программы он спел вместе с солистом команды Антоном Лиссовым. В подтанцовку вышла девушка по прозвищу Пирожок из «Коррозии металла» и барабанщик команды Noize MC. Это было нечто! Драйв! Сюрприз, которого никто не ждал. Настоящий рок-н-ролл. И хотите спорьте, хотите нет, но выходит, что Noize - один из главных рок-н-ролльщиков нынешнего поколения. Рок-н-ролльщик нового поколения.

А что ты думаешь о состоянии рок-музыки в России, в Свердловской области, в Новоуральске? Пиши, общайся, комментируй.

И, кстати, полная подборка фотографий с фестиваля также выложена в рубрике «Фотогалерея».


Юрий ДОРОНИН

Опубликовано на сайте "neyva-news.ru"
http://www.neyva-news.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1979:2011-07-12-10-49-05&catid=13:young&Itemid=6
08.07.2011