Больше не боян. Интервью с Федором Чистяковым

Федор Чистяков вернулся в музыку с серьезными намерениями – вышла в свет вот уже вторая пластинка его «Чистяков-бэнда». В новом репертуаре музыканта – солидно переосмысленные аранжировки известных песен неприкаянного периода, а также продолжение всем известной песни о человеке и кошке с куда более благообразным хеппи-эндом. Time Out расспросил экс-лидера «Ноля» о настоящих ондатрах, шансоне и группе Yes.
В России, наверное, каждый слышал как минимум пару композиций группы «Ноль» – хором петь «Человека и кошку» будут даже в разгар пижонской «арэнбишной» дискотеки, сам видел. Почему вместо того чтобы выпустить эти песни в новой аранжировке, вы записали их сиквелы?
«Улица Ленина. 20 лет спустя» была спровоцирована позорным фильмом компании НТВ о свидетелях Иеговы, в котором мне выдалось поучаствовать (Чистяков был принят в братство, когда лечился в психиатрической клинике. – Прим. Time Out). Это был своего рода лохотрон, провернутый известной и уважаемой федеральной телекомпанией. После этого иллюзии о жизни в правовом государстве и свободной стране окончательно разрушились. Об этом и песня. Мажорный припев песни «Человек и кошка» неоднократно посещал меня в каком-то реггейном звучании; однажды он мне увиделся как нечто похожее на Джо Кокера с секцией духовых – что-то должно быть жизнеутверждающее. И я переписал текст: человек и кошка борются с тоской и восстают из праха. Меня, конечно, на «арэнбишную» дискотеку не пригласят, но мне это и не важно.
«Настоящий ондатр» точно ни один диск-жокей не поставит…
Если бы какой-нибудь диск-жокей включил эту песню в свою программу, был бы полный апофеоз, театр абсурда. Хотя забавно было бы, если бы люди дергались и вскидывали руки вверх с криками «Ондатр! О-е…». А девушка сказала бы парню: «Ты – просто ондатр!»
Менее модно использовал речитатив только Кинчев в 1980-х, уж извините…
Мне очень льстит, что вы поставили меня выше Кинчева, но должен признать, что именно его речитатив меня в те годы зацепил. Он был интересен, потому что он не был моден. Да и вообще в те годы, когда весь русский рок восставал против слова «модный», это слово было скорее как ругательство. Что до песни «Настоящий ондатр», то сама строчка была навеяна песней Аллы Пугачевой про полковника. Эта песня писалась только как шутка внутреннего содержания.
Важно ли вам, чтобы новые песни звучали по радио? «Радио Шансон», например, выбирает большинство московских радиослушателей, многие из них – примерно ваши ровесники: вы хотели бы, чтобы они услышали ваши новые песни?
По нашим радиостанциям звучит много того, от чего меня просто тошнит. Для меня это скорбь, что «Радио Шансон» – главное радио в стране. Это диагноз. Ровесники они мои или нет – это не играет никакой роли, а только усугубляет проблему и показывает глубину дыры, в которую все провалилось. Я выложил треки в социальной сети для американских музыкантов. Разумеется, им никакого дела нет до русского рока и русский язык им непонятен. Но и то – пара человек, совершенно случайно послушав, написали, что это потрясающая музыка, причем это были обдуманные слова.
Известно, что вы любите группу Yes. В начале 1980-х они неожиданно записали злободневный поп-хит, стали звездами MTV. Вызывают ли у вас интерес какие-то современные направления музыки?
Опыт группы Yes совершенно уникален. Альянс с Хорном был очень удачным, а альбом «90125» стал стандартом и источником идей. Мне даже неловко проводить какие-то параллели с такими гигантами, но я теперь тоже хочу вспомнить и возродить арт-роковые и прогрессивные традиции, которые существовали еще 20 лет назад в группе «Ноль» и незаслуженно остались в прошлом.
Эта история с НТВ вынудила вас на своей странице в интернете написать им длинную отповедь. А об автобиографии не подумывали? Поучительная бы получилась книга.
Как сказал Остап Бендер: «Я заплатил высокую цену. Я потерял веру в человечество». После происшедшего у меня было естественное желание хоть как-то эту мысль обнародовать. К счастью, помогают мысли из Библии, например «Кривое не может сделаться прямым» (Экклезиаст 1:15). Что до автобиографии – пока я просто очень занят.


Опубликовано в Time Out Петербург №25(237) / 6 - 19 декабря 2011 г
http://www.timeout.ru/journal/feature/25401/?city=3&commentOffset=0&commentCount=0&switchComment=0&commentType=1&alreadySubscribed=0
06.12.2011