Федор Чистяков: Не хочется загонять себя в коробку под названием "рок"

- Если предложат исполнить три свои песни на выбор, какие выберете? Что считаете квинтэссенцией своего творчества?
- Ф.Ч: На самом деле нет таких песен или композиций, которые я бы определил как "квинтэссенцию" творчества. Если подойти к вопросу выбора с практической стороны, то многое зависит от того, что за мероприятие, какая предполагаемая публика, возможно, еще какие-то сиюминутные обстоятельства и настроения повлияют на выбор. И в разных случаях выбор может совершенно разным...
- Существуют ли люди, авторитет которых для Вас неоспорим, к мнению которых вы готовы прислушиваться?
- Ф.Ч: Когда авторитет неоспорим - это уже значит не прислушиваться, а слушаться надо. Вообще я прислушиваюсь к любым мнениям, я перестаю их слушать, если когда-то я уже выработал точку зрения по вопросу и теперь идут повторения, но даже и в этом случае все порой меняется. Неоспорим для меня авторитет Иисуса Христа.
- Какую музыку предпочитаете слушать (например, в машине)? Что читаете?
- Ф.Ч.: Bob James, Lee Ritenour. Читаю Библию, компьютерные журналы, и новости. Люблю мультсериал "Смешарики".
- После работы над музыкой в кино, не появилось желание самому сыграть в каком-нибудь фильме? Были ли предложения?
- Ф.Ч: Каких-то серьезных предложений не было. Но если и появятся, то, наверное, откажусь. Не хочу забивать голову личной жизнью персонажа.
- В чем главная причина, что слушатели прохладно отнеслись к альбому "Когда проснется Бах": Они не доросли до Баха или не были готовы к такой перемене в Чистякове?
- Ф.Ч.: Ждали другого, и это понятно. Да и альбом тоже оказался сыроват. Хотя идея была хорошая. Кое-что из этого альбома я исполняю сейчас. Треки из альбома использовались в кино. Со временем, все-таки разобрались, что не такой уж плохой альбом получился...
- Есть ли будущее у российского рока или он постепенно (с уходом со сцены... поколения 80-х) весь уйдет в рокопопс и затем в попсу?
- Ф.Ч: На мой взгляд, тогда в 80-е было особенное противостояние между неформальной культурой (которая во многих случаях действительно была культурой) и умирающим советским официозом. И тогда рок был действительно свободным и прогрессивным. По моему мнению, Ленинградский Рок-клуб с его Аквариумом, Зоопарком, Странными играми, Кино можно было Назвать такой "могучей кучкой". Я бы еще туда Мамонова вписал, хотя он не оттуда, но время тоже, да и все они были знакомы, они все были в одной струе, но непохожие друг на друга. Каждый солист имел свое, непохожее на других лицо. Сильно отличающиеся манеры пения и музыка была разной. Все это было очень самобытное. И это были песни какой то новой формации, которая еще не успела запутаться и смешаться со старой. Это был настоящий "индепендент". Вся эта музыка оказала на меня сильное влияние. Впоследствии, когда эти рок-группы заняли прочное положение, тогда стал появляться другой рок. Когда появилось "Наше радио", которое само сформировало определенный формат музыки, то это было уже совсем не то. И вот эта система или машина она уделала всю эту историю, так как не мог железный занавес. Появилась возможность играть на корпоративах, днях рождения, праздниках и т.п. и здесь уже никакой революции не было, и быть не могло. Да и нужна ли она была? Здесь нужно было играть то, что нужно. И то, что просят. Потому что за это заплачено. Ну а что делать? И Элтон Джон играет в Москве на частных вечерниках... И то, что вчера было "неформатом",- стало "форматом". И если раньше сидели люди из Союза композиторов и мешали "прогрессивным" рок-музыкантам (слово "прогрессивным" я специально взял в кавычки, потому как у каждого может быть разное мнение на этот счёт) делать ту музыку, которую они хотели, то сегодня уже современные рок-продюсеры стали добиваться соответствия "новому" формату. И сегодня уже они контролируют то, что выбивается из формата или не находится в той струе, которая, по их мнению, нужна сегодня людям. И сегодня полно групп и исполнителей, но я их с трудом отличаю друг от друга, у всех очень похожие тексты. Если послушать "Наше радио", то ощущение, что все группы писались на одной студии и одним режиссером. И все это выглядит как какая-то революция, какой-то протест, а на самом деле ничего и нет. Да и воевать-то непонятно с чем, разве что с самим собой. Одни волосы крашеные. И заклёпки со значками. Рокопопс.
- По вашему мнению, существует ли женский рок? (или это не рок или это не женский)?
- Ф.Ч.: По-моему, есть женщины, у которых очень хорошо получается. Многие женщины - прекрасные музыканты. Но музыка, в общем-то, та же. Ну, разве у женщин специфическая женская поэзия. Но не думаю, что музыка как то существенно отличается и это можно выделить в женский рок.
- В чем, по-вашему, главная цель рок-музыканта, выходящего к зрителю? И как вы относитесь к пропаганде наркотиков в песнях многих рок-групп (в частности "Агата Кристи", и др... в т.ч. "Ноль")?
- Ф.Ч: Просто так получилось, что к моим МРЗ приписывают тег "Русский Рок". С этим трудно спорить, А мне вообще не хочется загонять себя в эту коробку под названием «рок».
- В чем цель артиста, если шире поставить вопрос?
- Ф.Ч: Вообще очень трудный вопрос. Всё-таки это шоу-бизнес. И это профессия зарабатывания денег. Я не могу сказать, что я что-то такое особенное "несу". Это моя работа. Но я против зарабатывания денег любой ценой, Я отказался от исполнения песен "Про настоящего индейца" и "Иду,курю" - . Песни, в текстах которых было воспевание наркотиков. Я не курю и не употребляю наркотические вещества. И с моей стороны было бы нелогично и нечестно исполнять эти песни. Это мой выбор. Что до других исполнителей, то у них есть свое мнение на этот счет и свой выбор.
- При нынешнем развитии инф.технологий имеет ли смысл выпускать альбомы на твердым носителях или лучше сразу в хорошем качестве выложить на своем сайте, все равно через день-два все будет в интернете?
- Ф.Ч: По этому вопросу я написал статью в своем блоге fchistyakov.ru/2011/07/crisis/). Там есть много интересных мнений в обсуждениях и комментариях по данному вопросу. Вообще это проблема, конечно. Я еще не сформировал окончательного мнения. Но, думаю, его и нет - этого «золотого» решения. Придется экспериментировать. На мой взгляд, проблема такова, что под удар ставится сама альбомная форма, и получается, что сингловое развитие и публикация клипов через YouTube будет эффективнее, чем выход альбома раз в год, потому что за год слишком много меняется. Проект может устареть просто в процессе работы. А что касается попытки получить за это денег... Не знаю, похоже, по крайней мере пока, придется об этом забыть. Я сейчас испытал подобный эффект с альбомом, над которым работал последний год. В результате я решил, что это будет мой последний альбом. Больше не вижу смысла записывать альбомы вообще.
- Почему у нас в стране нарушаются авторские права и надо ли с этим бороться? Нарушители этих прав - это, безусловно, преступники, но их клиенты - это небогатые люди, для которых покупка лицензионного диска - прореха в семейном бюджете или скупщики краденного?
- Ф.Ч: На самом деле лицензионные треки не всегда так дорого стоят. Кроме того вся эта история приводит к тому что от жадности пользователи забивают свой винчестер гигабайтами музыки, которую даже никогда и не послушают. А чего бы не скачать, если раздают, на самом деле человеку не так много и надо. То, за что мы платим - мы ценим. То, что достается задаром - не больно и выбросить. Поэтому все летит в мусорную яму. Впрочем, я не против этих пользователей. Если бы этим грешили только частные лица. Все известные компании продают закачки, с контентом, на который они не имеют прав и за который они отписываются от ответственности, и неплохо зарабатывают, судя по всему. А бороться с этим, как и со многим другим в нашей стране, очень проблемно. У нас много всякой борьбы происходит, и борцов достаточно, как то тонут они все в этой системе, как в болоте с жидким навозом. Но, увы, все это необратимо...


OSA

опубликовано в газете "Час досуга" №32 (746)

10.08.2011